Дали и классицизм 1945 - 1949

Зорко следя за поворотами эпохи, Дали все свои наблюдения отражает в своих работах. Его полотна этого периода полны впечатлений от жизни в американском изгнании. В работах «Геополитический ребенок, наблюдающий рождение нового человека» или «Поэзия Америки» воспоминания о Каталонии, которой так ему недостает, перемешаны с символами Америки (бутылка кока-колы, боксер-негр, побеждающий белого противника), не желающей видеть саморазрушения ценностей ее цивилизации. Но самый глубокий отпечаток на его творчество наложил взрыв первой атомной бомбы «Литтл Бой», вызвавший к жизни несколько полотен, непосредственно с ним связанных («Атомно-урановая меланхолическая идиллия», «Три сфинкса острова Бикини», «Апофеоз Гомера»), либо основанных, на эстетике деления ядра: «Отделение атома», «Внутриатомное равновесие пера лебедя» и, конечно же, шедевр «атомного» периода - «Атомная Леда».


Сальвадор Дали однажды скажет «"Атомная Леда" - ключ к разгадке нашей жизни. Всев ней висит в пространстве и при этом ничто ничего не касается. Сама смерть поднимается на некоторое расстояние от земли». Именно вовремя работы над этой картиной Дали стремится упорядочить свое вдохновение и свою технику при помощи четких правил. Он увлекается «божественной пропорцией», описанной Фра Лукой Пачоли в XV веке. При помощи румынского математика князя Матилы Гики, с которым он познакомился в Калифорнии, художник в течение трех месяцев математически рассчитывает расположение каждого элемента «Атомной Леды», строя композицию вокруг фигуры Гала-Леды. Таким же образом он будет действовать и в других своих работах, используя то золотое сечение, то «божественную пропорцию».


Сальвадор Дали
Дали в галерее Бингоу в Нью-Йорке. 1948

В 1946 году он работает с Уолтом Диснеем над фильмом «Дестино», который никогда не будет завершен. В его графических эскизах к фильму реальные персонажи и предметы перемешаны с рисованными фигурами и антуражем: персонаж с вытянутым черепом на подпорке, девочка-колокольчик, художник в скафандре, кто-то похожий на черепаху... Героями сценария должны были быть девушка и бог Кронос. Но работа над фильмом была приостановлена. Тогда Дали создает декорации к сцене сна в фильме Альфреда Хичкока «Дом доктора Эдвардса». Однако не все из созданных Дали элементов найдут свое воплощение в этой киноленте, задуманной режиссером, как «первый психоаналитический фильм».


В 1945 году в издательстве «Даблдэй» выходит «Лабиринт» Мориса Сандоза с обложкой Дали. Для этого же издательства он делает иллюстрации к автобиографии Бенвенуто Челлини и суперобложку к «Слову о дьяволе», демонологической антологии Стерлинга Норта. Затем он создает иллюстрации к «Макбету» Шекспира (1946) и «Опытам» Монтеня (1947). К этим графическим работам следует добавить «Дон Кихота» и обложку к автобиографическому произведению Билли Роуза «Вино, женщины, слова» (1946). Билли Роуз, великий жрец бродвейских ночей, еще в 1944 году заказал Дали семь картин на тему седьмого искусства для театра «3игфилд».


Сальвадор Дали
Дали и Гала в Нью-Йорке. 1947

С 20 ноября по 29 декабря 1 945 года проходит выставка Дали в галерее Бигноу в Нью-Йорке. В предисловии к каталогу художник пишет: «Однажды мы поймем, что Рафаэль и Вермер уже все открыли в живописи. Поэтому вместо того, чтобы упорствовать в занудстве и теоретизировании, пытаясь открыть живопись заново, БУДЕМ ПИСАТЬ!» Тут же, в галерее, он распространяет небольшую газету под названием «Дали Ньюс», в которой среди прочих материалов можно увидеть проект росписи для парижского Осеннего Салона 1947 года, статью «Иероглифическое толкование и психоаналитический анализ усов Сальвадора Дали», а также медицинскую псевдорекламу для страдающих «периодической интеллектуальной недостаточностью», которым Дали рекомендует принимать свой «далинал - искусственный огонь для ума, восстанавливающий и стимулирующий умственную деятельность».


С 30 октября по 2 ноября 1 946 года нью-йоркская галерея Нёдлер представляет выставку последних работ Дали, которая зимой 1947 года будет показана в галерее Общества четырех искусств в Палм-Бич (Флорида). С 8 октября по 9 ноября 1947 года Музей искусств Кливленда организует ретроспективную выставку Дали. То же самое делает и галерея Бигноу с 25 ноября по 5 января 1948 года. На этой выставке Дали показывает «Портрет Пикассо», написанный им в Калифорнии, в котором он пытается передать свое ощущение от творчества Пикассо. По его мнению, того волнует не красота, а уродство. Мозги, вылезающие изо рта в виде все подбирающей ложки, - так представляет он «неистовую» интеллектуальность Пикассо. Во втором номере«Дали Ньюс» художник публикует первую главу своей большой книги, посвященной технике живописи, «Пятьдесят волшебных секретов». Этот программный труд будет сначала напечатан по-английски в «Дайал Пресс» в 1948 году и лишь в 1974 году выйдет на французском языке в издательстве «Эдита» (Лозанна). В нем Дали говорит о материалах для занятия живописью, о красках, дает свои рецепты.


Затем он обращается к проблемам оптики, возможности которой он будет использовать впоследствии в стереоскопических картинах. В своей книге он приглашает читателя смотреть на мир «метафизически» и терпеливо овладевать ремеслом живописца, внимательно изучая великих: Ченнино Ченнини, чья «Книга Искусств», навеянная сочинениями монаха Феофила, с XIV века считалась лучшим учебником живописи, и Фра Луку Пачоли с его «божественной пропорцией».


Десять правил для того, кто хочет стать художником


1. Художник, лучше быть богатым, чем бедным; поэтому учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни.


2. Не бойся совершенства: ты никогда его не достигнешь!


3. Научись прежде всего рисовать и писать как старые мастера. Потом можешь делать что хочешь, и каждый будет тебя уважать.


4. Не запускай свои глаза, свою руку, свой мозг, ибо они тебе понадобятся, если ты станешь живописцем.


5. Если ты принадлежишь к тем, кто считает, что современное искусство превзошло Вермера и Рафаэля, не читай эту книгу, пребывай и дальше в своем блаженном идиотизме.


6. Не плюй на свою живопись, ибо когда ты умрешь, твоя живопись может плюнуть на тебя.


7. В праздности не бывает шедевров!


8. Живописец, пиши!


9. Живописец, не пей спиртного и не пробуй гашиш более пяти раз в жизни.


10. Если живопись не любит тебя, твоя любовь к ней не поможет.


Три правила, чтобы держать под контролем ваши сновидения Управлять можно лишь последним сновидением, перед самым пробуждением. Вот что нужно сделать, чтобы повлиять на него:


1. Тщательно подберите приятные запахи и ароматы, напоминающие вам о конкретных периодах вашей юности. Договоритесь с прислугой, чтобы она вылила один из этих ароматов на вашу подушку за час до пробуждения, и время, ситуация или люди, связанные в вашей памяти с этим запахом, явятся вам во сне.


2. Все, что было сказано о запахах, применимо и к музыке. Мелодия, связанная с каким-то воспоминанием или существом, вызовет это воспоминание или это существо в вашем сне, если будет тихонько звучать, пока вы спите.


3. Яркий свет, направленный на глаза, или медленное надавливание на них при помощи какого-нибудь пневматического устройства вызовет цветные сны.


Сальвадор Дали

Приближается конец американского изгнания Дали. Очередной сенсацией становится публикация в журнале «Лайф» серии его фотографий, снятых Филиппом Холсманом под влиянием «Атомной Леды». Наиболее известен снимок, изображающий художника за работой в состоянии левитации в окружении висящих в пространстве комнаты кошек.


Сальвадор Дали
Дали с отцом в Кадакесе. 1948

21 июля 1948 года Гала и Дали сходят с парохода в Гавре и немедленно едут в Порт-Лигат. Там, в каталонском уединении, он работает над декорациями и костюмами к «Саломее» Рихарда Штрауса для Питера Брука и к пьесе Шекспира «Как вам это понравится» для Лукино Висконти. Вторая постановка, которую сам Дали сочтет в высшей степени антиэкзистенциалистской, будет осуществлена в ноябре 1948 года в театре «3лизео» в Риме. Вслед за этим последует выставка картонов и других работ в римской галерее «Обелиско». Среди прочих вещей особо следует отметить картину «Слоны», основной мотив которой - слоны на журавлиных ногах, несущие на спине обелиски в духе Бернини, - был использован в работе над программой и декорациями к последней постановке.