История искусства
История дизайна
 
История дизайна
33. Что такое дизайн. История становления профессии. «Дизайн – это процесс производства вещей, мудрое и творческое решение человеческих проблем» (Брайен Хорриган). "Дизайн" в переводе с английского означает "замысел", "проект", "узор" ("замышлять", "проектировать"). В более узком, профессиональном понимании Д. означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" – "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи". Сегодня Д. – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление. Центральной проблемой Д. является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для Д. – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Удобство и комфорт в дизайне. Д. тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, Д. с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии Д. – достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Мобильность и вариабельность форм. Многофункциональность элементов, их мобильность – возможность трансформации в зависимости от ситуации, – отражают суть Д., заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства. Современность и стайлинг. Дизайнер разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы. Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок. Острое чувство современности – обязательная черта успешной деятельности. Целый ряд изделий (мебель, бытовые приборы и посуда), на протяжении десятилетий функционально практически не меняются. Однако дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь стайлингом – формально-эстетической модернизацией, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Гл. цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида. Высокая технологичность. Влияние новейших технологий и материалов на художественное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в. Это привело даже к появлению в архитектуре и предметном творчестве нового художественно-стилевого направления "хай-тек" – стиль высоких технологий, принесший с собой новые материалы, новые принципы построения художественной формы. Новаторство. Ориентация на инновации. Законы рынка требуют постоянного поиска и быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение максимального экономического эффекта. Отсутствие традиций. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, где исторические традиции чтятся, оберегаются и имеют зачастую первостепенное значение, в Д. они не только отступают на второй план, но часто отсутствуют вовсе. О традициях в Д. можно говорить скорее применительно к традициям формообразования той или иной фирмы, ее фирменном стиле на рынке. Индустриальный дизайн – отсюда берет начало дизайн как "промышленное искусство". Орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, мебель и др.). Дизайн одежды и аксессуаров. Графический дизайн – одна из старейших и наиболее распространенных областей диз. деятельности. Искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Компьютерный дизайн. Программы не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, проверять его функционирование, в том числе и в экстремальных условиях. Компьютерный Д. стремительно развивается – из прикладного и обслуживающего он превращается в самостоятельный вид диз. деятельности. (Компьютерный телевизионный Д. с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Компьютерные фильмы и мультфильмы. WеЬ-дизайн.) Арт-дизайн. Д. в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В Д. появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн архитектурной среды. В современной диз. деятельности все большее распространение получает Д. архитектурной среды: Д. интерьеров и организация предметно-пространственной среды города. Ландшафтный дизайн, когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, как правило, в высокоурбанизированной среде пешеходных улиц и городских центров, а также фитодизайн, как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере. Понятие "фирменный стиль". Понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы – от среды до продукции. Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Функции Д.: - социо-культурная; - эстетическая; - повышение комфортности; - коммуникативная (графический дизайн) История Д. неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологий. Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.). Возраст древнейших орудий труда 2,9 млн. лет. Первые орудия труда – ручные рубила – первобытный человек изготавливал из камня, вулканического стекла, кости, дерева. Ими можно было размельчать растительную пищу, очищать кожуру и кору и т.п. Рубило представляло собой универсальный инструмент со множеством функций. Это первый объект, который человек стремился сделать удобным в обращении, другими словами, "эргономичным". Поражает своей эргономичностью появившиеся еще в мезолите (среднекаменный век), лук и стрела. Они стали основным видом оружия вплоть до XVII в. Лук и стрела позволили человеку убивать животных и птиц на расстоянии 100-150 м, а в отдельных случаях длина полета стрелы доходила до 900 м. Лук открыл человеку тайну передачи и преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента. Лук, тетива и стрела являются гениальным изобретением человечества, ставшим, по сути, первым технически сложным орудием. Искусственное добывание огня (ок.40 тыс. лет до н.э.), изобретение весла и лодки (ок. 10 тыс. лет до н.э.), давшее человеку первое транспортное средство; сверление, пиление и шлифовка камня (6 тыс.лет до н.э.), приведшие к настоящей революции в обществе; мотыжное земледелие (ок. 8 тыс. лет до н.э.). В конце каменного века человек создает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. Земледелие >> глина >> для обмазки плетеных стен, а затем плетеной посуды. Обжиг глиняной посуды >> камневидность, водонепроницаемость и огнестойкость >> гончарное искусство, первые предметы быта из керамики – новые возможности для приготовления и хранения пищи. Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.). Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии (IV тыс. до н.э.). Первые колеса были сплошными, из деревянных чурбаков. В местах, где было мало лесов (Китай, Турция) колеса вытесывались из камня. Колеса со спицами появились позже – примерно в 2000 г. до н.э. Они были легче и использовались для боевых колесниц. В 3 тыс. лет до н.э. люди начали применять металлы. Первым была – медь (ковка). В конце тысячелетия – бронза (медь + олово = больше прочность, лучше литейные качества). Бронзовые изделия имели более сложную форму, их украшали богаче, чем более древние медные. Литье с использованием разъемных каменных форм позволяло изготавливать первые тиражи. Постепенно, кроме ковки и литья, были открыты другие способы обработки бронзы – волочение, клепка, пайка и сварка. С развитием металлургии бронзовые изделия стали вытеснять каменные, но повсеместно распространиться, в отличие от железных, не смогли, поскольку руды цветных металлов имелись далеко не везде. Железный век (с 1 тыс. до н.э.). Античное время (VI в. до н.э. – V н.э.). Рабовладельчество. Появление ремесел как обособленного вида деятельности. Развитие ремесла и торговли >> образование городов >> специализация внутри ремесла >> специализация орудий труда. Специализация работника только на одном виде ремесла создала условия для появления целого ряда новых изобретений (плуг, мельница, прессы для винограда и маслин, грузоподъемные механизмы, способы термической обработки железа, применение пайки, штамповки и травления металла и мн. др.). Греция. Создание триеры >> господство на Средиземном море и торговые пути. Изобретение баллисты, катапульты >> зарождение науки механики. Изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Особенности применявшихся в античную эпоху технических приспособлений: 1. они применялись в первую очередь для перемещения в пространстве (подъема) предметов труда (груза, воды и т.д.); 2. их изготовляли в основном из дерева; 3. они были снабжены приводами, действовавшими по принципу вращения. Средние века (V в. – середина XV в.). Ранний и развитый феодализм. Изобретение стремени >> волна новых завоеваний. Основой производственных отношений стала собственность феодалов на главное средство производства – землю и труд земледельцев. Трудящиеся города (ремесленники и т. д.) также состояли в различных формах зависимости от отдельных феодалов или феодальных учреждений. Впервые цеховые объединения возникли в Византии (IX в.) и Италии (X в.), несколько позднее – во всех странах Европы, в том числе на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Цехи выполняли ряд функций: 1. утверждали монополию на данный вид ремесла; 2. устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий; 3. регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками. Цехи не были производственными объединениями, каждый ремесленник работал в собственной мастерской, со своими инструментами и сырьём. В большенстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось. В мастерской обычно работали её владелец - мастер, один-два подмастерья и несколько учеников, но членом цеха являлся только мастер. Взаимоотношение мастеров, учеников и подмастерьев регулировались цехом. В с/х. Колесный плуг. Бесколесные деревянные плуги. Железный тяжелый колесный плуг (приводился в движение быками, волами, лошадьми << хомут Х в.). Книгопечатание появилось в Китае в XI веке. Вырезанные из дерева доски, затем деревянные литеры, потом – чугунные литеры, изобретателем которых считается кузнец Би Шен. В Европе книгопечатание, по-видимому, было открыто независимо, его создателем был ремесленник Иоганн Гутенберг из Страсбурга. Чтобы получить качество, не уступающее рукописным образцам Библии, Гутенберг отлил 299 литер и знаков. В 1440 году Гутенберг изготовил свой первый печатный станок, а в 1455 году напечатал первую книгу – 42-строчную Библию >> распространение светской образованности. Эпоха Возрождения (IVX – XVI вв.). Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus – "рука", factura – "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства, обеспечило вместе с ней рост заработка рабочих и уменьшение себестоимости изделий. Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры до одной или нескольких операций привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций. В России появилась во второй половине XVII века и действовала до первой половины XIX века. Была основана на крепостном труде и собственности государства. Способствовала развитию товарно-денежных отношений, усилению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.