История искусства
История дизайна
 
Новые направления
28. Формирование новых худ. напрвлений в искусстве середины XIX в. Главная особенность открытий второй половины 19 в. В области естественных наук в том, что они коренным образом изменили представление о строении материи, о времени, пространстве и движении, о месте человека в природе, о происхождении жизни на земле, что не могло не отразиться на искусстве. Необходимость увеличения жилищной застройки привела в 19 веке к утилитарному строительству, внешне малоэффективному. Но именно оно стало существенной частью архитектуры 19 в. Многие типы общественных зданий приобрели рядовой, массовый характер. Новый исторический характер европейской архитектуры связан с эпохой капитализма. Новые типы зданий – это доходные дома, деловые и промышленные сооружения. Строительная инженерия 19 в. широко применяла металл в качестве строительных конструкций. Единое когда-то искусство архитектуры разделилось на инженерию и искусство. Ни один век не вводил человека в общую жизнь в такой степени как 19. Фабрика поглощала ручные ремесла, организовывались товарищества, объединения. Даже в научной жизни одиночки вытеснялись коллективами, школами. Вырабатывались формы и процедуры коллективной организованной деятельности. В искусстве 19 века человек часто осмысливается в его противоположности толпе, обществу – одиночный портрет, одинокая природа на фоне природы. Художественно- изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии со своим видением мира, стал импрессионизм. Импрессионисты первые отказались от коллективного опыта, чем вызвали бурю протеста. Под этим случайным названием (оно берет свое начало от картины Моне «Впечатление», вызвавшей шум в Салоне 1867г.) объединились независимые художники, оппозиционные идеалу официальной школы, но отличающиеся творческой индивидуальностью – Моне, Дега, Мане, Ренуар, Сислей, Писсаро. Они совершили перелом в искусстве, разрушив строгую иерархию живописных жанров. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Они доказали это своим творчеством. Импрессионизм – это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые как ребенок. Импрессионизм упрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные законы, непонятные современникам. Основа сложной техники импрессионистов – разложение цветов. В природе нет смешанных тонов, их образует сочетаниями семи красок спектра, который искусственно составляет наш глаз. Импрессионисты не смешивают на палитре эти чистые основные цвета спектра, а раскладывают их один возле другого прямо на холсте. Публика привыкшая к салонной живописи не принимала ни сюжетов художников, ни их живописной манеры. Импрессионистов упрекали в неумении рисовать и в незаконченности работ. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение живописи получило общественное признание. Во второй половине 80-х годов импрессионизм получил широкое распространение во всех крупных художественных центрах Европы. Понимание импрессионизма «задним числом» способствовало появлению разных течений французской живописи, получивших общее название постимпрессионизм. – Сезанн, Ван Гог, Гоген, Синьяк, Сера. Впервые в живопись вошла тема большого современного города. Импрессионистические тенденции сказывались и в творчестве скульпторов. Роден (1840-1917) создал скульптуру нового стиля. Он интересовался искусством классики – готики, востока. Искусство Родена противостояло академической классической скульптуре 19 в. Роден открыл новые приемы скульптуре и новые приемы мастерства. Он лишил скульптуру привычной гладкой поверхности, чтобы добиться эффекта живописности. Характерный прием Родена, имеющий широкое распространение в современной скульптуре – неполное высвобождение пластического образа из камня («Вечная весна», «Поцелуй»). У Родена много скульптур, изображающих только торсы или руки - фрагмент может быть выразителен сам по себе («Собор» композиция из двух кистей рук соприкасающихся пальчиками). Э.Мане. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, свето-насыщенная вибрирующая красочная. В то же время он сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету. Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели. «Нана» «Завтрак на траве» «Бар в Фолли-Бержер » «Дама в меховой накидке» Дега Эдгар (1834–1917), французский живописец, график и скульптор. Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта. «Ария собаки» «Звезда «Причесывающаяся женщина» «Балетная школа» Моне стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы. Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия “Руанские соборы”) «Впечатление. Восходящее солнце» «Утес» «Пруд с лилиями» «Руанский собор» Ренуар (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. На рубеже 1860-70-х годов он переходит к живописи на пленэре , органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия. Особое место в его творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы. «Жанна Самари» «Бал в Мулен де ла Галетт» «Танцы в городе» «Ложа» «Обнаженная» Сислей (1839-1899), французский живописец. Сислей писал непритязательные по мотивам пейзажи окрестностей Парижа, отмеченные тонким лиризмом и выдержанные в свежей и сдержанной световой гамме. «Сена у Буживаля весной» «Сена в Пор-Марли» «Канал в Аржантее» «Берег Сены у Буживаля» Писсарро (1830-1903), французский живописец. Сельские пейзажи,город. «Эрмитаж в Понтуазе» «Бульвар Монмартр в Париже» «Старый рынок в Руане» «Сад» Сезанн (1839-1906) интересовался устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров. Большое количество натюрмортов. «Пьеро и Арлекин» «Дома в Провансе» «Натюрморт с драпировкой» «Картежники» Ван Гог Винсент (1853-1890), голландский живописец рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных, пейзажи. «Подсолнухи» «Церковь в Овер-сюр-Уаз» «Спальня в Арле» «Ночное кафе» Гоген Поль (1848–1903), французский живописец. создал своеобразную живописную систему – “синтетизм”, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. «Таитянский пейзаж» «Две девушки» «Женщины Таити» «Бретонский пейзаж» Сера Жорж Пьер (1859 - 1891), французский живописец и график. Писал большие фигурные композиции и пейзажи. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма , письма мелкими точечными мазками чистого цвета. Для его пейзажей ("Закат солнца. Гранкан", "Рыбачьи лодки в Порт-ан-Бессен"), многофигурных картин-панно со сценами парижской жизни ("Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат") характерны четкое, рационалистическое построение композиции, светлая, мерцающая цветовая гамма. «Сена у Кербевуа» «Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт» «Натурщицы» «Купальщицы в Аньере» Символизм - направление в европейском и американском искусстве на рубеже XIX и ХХ вв., в основе которого лежал образ-символ, выражающий в аллегорической форме скрытый смысл художественного произведения. Представители символизма относились к различным стилевым направлениям (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм , модерн ), но все они были едины в поиске новых путей передачи неких таинственных сил, будто бы правящих миром, смутных недостижимых идеалов, неуловимых смысловых оттенков и психических состояний. Большую роль при этом играли многозначность образа, причудливая игра метафор, аллюзий и ассоциаций. Символизм возник как своего рода реакция на ограниченность позитивистской эстетики позднего, утратившего свое величие реализма и натурализма. Символизм во Франции проявился и в живописи - Г.Моро, О.Роден, О.Редон, М.Дени, Пюви де Шаванн Гюстав Моро французский художник и график. Редко продавал свои картины, поэтому почти все его работы в настоящее время находятся в музее Моро в Париже. Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши. Скорее благодаря литературным аллюзиям, чем достижениям в области колористики, он способствовал возникновению символизма. «Ясон и Медея» «Привидение» «Орфей» Огюст Роден. Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека. Величайшее из произведений Родена. Величайшее из произведений Родена, Врата Ада, отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре. Роден придавал бóльшую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом. «Поцелуй» «Портрет Розы Бере» «Граждане города Кале» «Врата Ада» Пьер Пюви де Шаванн выработал свой монументальный стиль декоративной живописи. Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами. Художник оставался в оппозиции современным ему направлениям в живописи: реализму и импрессионизму. Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение. Посредством ритмизованного движения и сдержанного колорита Пюви де Шаванн достигал замечательного художественного единства своих композиций. «Лето» «Девушки на берегу у моря» «Надежда» Прерафаэлиты. История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827—1910), Данте Габриэл Россетти(1828—1882) и Джон Эверетт Миллес(1829—1896). Им не нравились система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений. Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную. Уильям Холмен Хант. Риенци. 1849 г. Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее искусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христаи Девы Марии. В 1850 г. Данте Габриэл Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini» (лат. «Слуга Господня», 1850 г.), на котором изобразил Благовещение. Работа не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. << Данте Габриэл Россетти. Юность Марии. 1849 г >> Одновременно Миллес показал на выставке Королевской академии работу «Христос в доме Своих родителей» (1850 г.). Он изобразил эпизод из детства Иисуса Христа. Сцена залита ярким солнечным светом и воспринимается совершенно естественно. Полотно Миллеса вы звало яростную критику: современников раздражало, что он изображает Святое Семейство как простых людей. Художник изменил название картины, она стала называться «Плотницкая мастерская». Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэла Россетти (названного в честь Данте Алигьери). В 1855—I860 гг. он создал в технике акварели ряд работ, лучшей из которых стала «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» (1857 г.). Георгий обнимает возлюбленную, его волосы и доспехи отливают золотом. Сабра, приникнув к плечу рыцаря, отрезает золотыми ножницами локон своих волос. Влюблённых окружают кусты роз. За ними стоят ангелы, ударяющие золотыми молоточками в золотые колокольчики. Данте Габриэл Россетти создал прекрасную сказку о вечной и всепобеждающей любви. По иному — торжественно и печально — воплощает литературный сюжет Миллес на картине «Офелия», созданной в 1852 г. В зеленоватой воде среди водорослей плывет тело утонувшей Офелии. Её парчовое платье намокло и отяжелело, лицо бледно, руки безжизненно застыли и уже не могут удержать букет цветов. Воду и окружающие её заросли художник написал с натуры, а Офелию — с Элизабет Сиддел, будущей жены Данте Габриэла Россетти, нарядив девушку в старинное платье из антикварной лавки и уложив её в ванну с водой. В 1857 г. Данте Габриэл Россетти вместе с другими мастерами (в их числе был Моррис) расписал стены одного из новых зданий в Оксфорде сценами из книги «Смерть Артура» (1469 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра» (1858 г.), изобразив в роли жены короля Артура свою будущую жену Джейн Бёрден. Он и Данте Габриэл Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались. Данте Габриэл Россетти оказал сильное воздействие и на творчество Берн Джонса. В последние годы жизни Берн Джонс также обратился к легендам об Артуре. Самой важной картиной художник считал «Последний сон короля Артура в Аваллоне» (1881 —1898 гг.). Аваллоном в кельтской мифологии называют «остров блаженных», потусторонний мир, чаще всего помещавшийся на далёких «западных островах». По преданию, на Аваллон был перенесён смертельно раненный в сражении Артур. Бернджонсовское полотно так и осталось незаконченным.