История искусства
История дизайна
 
Русская живопись
26. Русская живопись и скульптура XIX в.: особенности развития и стилевые направления. Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Уже одна из первых его работ — погрудный портрет Адама Швальбе (1804 г.) — имела большой успех. Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимого им голландского художника Рембрандта. Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805 г.) Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе. Кипренский выполнил «Портрет мальчика А.А. Челищева» >>. Свободные, смелые мазки, сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густосинего, алого, белого — и чёрные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя. В пятнадцать лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа. В 1809 г. Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова >> двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Офицер стоит в непринуждённой изящной позе. Он показан почти во весь рост. Его мундир написан насыщенными контрастными цветами: ярко-красный ментик украшен золотым позументом, а белые чикчиры оттенены серебряной портупеей. Портрет девочки в маковом венке. 1819 г. Этот портрет Кипренский написал в Италии. Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Любопытно, что эту картину, как и портрет Адама Швальбе, итальянцы посчитали работой старого мастера. Образ поэта, творца особенно интересовал художников романтического направления. В 1816 г. Кипренский написал портрет Василия Андреевича Жуковского. Задумчивое лицо стихотворца, контрастное освещение на фоне не чёткого пейзажа с руиной, бурным морем и облачным небом — всё подчёркивает романтический характер его поэзии. Портрет Пушкина. 1823 г. Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Василий Андреевич Тропинин. Крепостной. Посещал классы Академии художеств. В 1823 г. Морков дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова», «Старик нищий» и «Кружевница» Написал множество портретов. Среди них «Портрет Пушкина»— очень простой и «домашний», выполненный в лёгкой, свободной манере; «Автопортрет с палитрой» на фоне Кремля, созданный при тёплом вечернем освещении и др. Мир Тропинина тих и спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её своими тёплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей. Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Его отец, Феодосии Фёдорович, был скульптором, а дядя, Семён Фёдорович, — пейзажистом. Учился в Италии. Свои картины Щедрин тоже часто населял пёстрой толпой. Его персонажи — не условные фигуры на фоне величественной природы, а живые, характерные типы. Вот один рыбак плывёт в лодке, другой сушит сети, кто-то тащит корзину, а многие просто отдыхают, и это состояние «сладкого ничегонеделания» замечательно гармонирует с тишиной и негой, разлитой в жарком южном воздухе. Любимыми его моделями были нищие и бродяги. Они позволяли лучше передать «местный колорит», который особенно цени ли заказчики. В 1822 г. Щедрин написал отчётную картину для Академии художеств — «Колизей в Риме» — в которой традиционный сюжет был решён по новому, как «портрет колизея», живущего уже в современном городе. В следующем году он начал полотно «Новый Рим. Замок Святого Ангела» >>. Его название было символичным: молодой художник по своему увидел и показал Вечный город. Вдали, на линии горизонта, изображён собор Святого Петра — главный католический храм мира. Справа, за мутными желтоватыми водами Тибра, возвышается круглое античное здание — мавзолей императора Адриана, в Средние века превращённый в замок Святого Ангела. А на ближнем берегу — совсем не парадный уголок Рима тех времён. Дома здесь словно вырастают из воды. Группа рыбаков на первом плане оживляет застывший пейзаж, где даже речная вода кажется неподвижной: так чётко отражается в ней купол собора Святого Петра. Согласно правилам академической живописи, три плана картины должны быть строго отделены друг от друга. У Щедрина же первый план плавно перетекает в средний, а средний — в дальний. Поэтически возвышенное дальнее пространство и буднично-житейское ближнее разграничены мостом, но объеденены общим пространством неба. Негой южного итальянского лета наполнен цикл «Террасы на берегу моря». Щедрин запечатлел необыкновенно уютные, прогретые солнцем и увитые лозами винограда тер расы в разное время дня, наблюдая жизнь и нравы различных персонажей: священников и монахов, нищих и мальчишек. Веранда, обвитая виноградом. Жил в Италии. Его творчество предвосхитило открытия французских художников импрессионистов. Карл Павлович Брюллов. Мастер сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) мастер выбрал не юную модель, а зрелую женщину, чья красота в его глазах олицетворяла собой полдень жизни. Однако обращение к натуре, далёкой от изящных классических пропорций, вызвало неудовольствие в Обществе поощрения художников. Тогда Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем. Ещё в 1827 г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830— 1833 гг.) стал самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя, обязательного в исторической живописи классицизма. Но все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии. Николай I заказал ему картину на тему, взятую из отечественной истории, — «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843 гг.). Сам художник называл эту неудачную работу «досадой от Пскова» и не закончил её. Больше он к исторической живописи не возвращался. Брюллов много работал в жанре портрета. Поэта и драматурга Нестора Васильевича Кукольника >> живописец запечатлел в образе романтического героя, охваченного разочарованием и безысходностью (1836 г.). Александр Андреевич Иванов. Восхищался работами мастеров раннего Возрождения. Первые работы на мифологические и библейские сюжеты. «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно выразительна фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академическим канонам красоты. За эту картину Иванов получил звание академика. «Явление Христа народу» (1837—1857 гг.). Изобразил учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Павел Андреевич Федотов. Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. В свободные от службы часы юный прапорщик посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа, где выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в. Две сепии «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» >> (1844—1846 гг.) объединены общими персонажами и сюжетом. Они рас сказывают о смерти барыниной собачки и о происшедших вслед за этим событиях. Сюжет первой картины, написанной маслом, — «Свежий кавалер» (1846 г.) — «Сватовство майора» (1848 г.) За «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Алексей Гаврилович Венецианов. В свободное от гос. службы время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиковским и поступил к нему в ученики. Автопортрет на звание академика. После жил в деревне. Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.На пашне. Весна. Первая половина 20х гг. XIX в Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и интерьер, и жанровая сиена одновременно. Потоки солнечного света проникают в помещение сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой («Спящий пастушок», 1823—1824 гг.). («На пашне. («На жатве. Лето», Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ.