История искусства
История дизайна
 
Классицизм
22. Художественные стили Нового времени: классицизм. Новое мироощущение человека XVII в. в разных областях Европы находило выражение в своеобразных формах духовной культуры. В одних странах после кризиса ренессансной культуры наступает эпоха барокко (Италия, Фландрия), в других формируется новый стиль — классицизм. Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции. Его часто называют культурой аб¬солютизма, потому что в XVII в. во Франции складывается классический об¬разец абсолютистского государства. Единство формы и содержания - один из основных принципов классицизма. Эстетический идеал красоты классицизм видел в античной культуре. Принципы нового стиля — гармоническая уравновешенность форм и идеальных пропорций — были по сути принципами архитектуры. Классическая архитектура развивалась во Франции, Англия и Голландии. В идеале этот стиль — полная противоположность барокко. Для него характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы. Классицизм обращался к формам античной архитектуры, Основой архитектурного языка стал ордер в формах более близких к античности, чем барокко. Во Франции шел процесс превращения укрепленного замка в неукрепленный дворец. Создавались садово-парковые ансамбли Тюильри, Фонтенбло и др. Они заложили основы искусства регулярного французского сада с его анфиладами аллей, подстриженной травой и кустарниками, которым придавалась геометрическая форма. Садовник становился архитектором и скульптором. Растущая потребность в жилье изменяла застройку города. В начале века сложился тип отеля, который господствовал на протяжении двух веков. Это дома знати с двором и садом. В 30-х годах XVII в. архитектор Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. С нач.XVII в. складывается архитектура английского классицизма. Арх. Иниго Джонс. Банкетинг-хаус и Линдсей-хаус в Лондоне, Куинс-хаус в Гринвиче >> - Одно из ранних произведений классицизма, в котором уже внятно обозначены отличительные черты этого стиля: вкус к прямой линии и чёткому сочленению плоскостей, лаконизм и стремление точнее воспроизвести выработанный в античности принцип ордерной композиции. Создание городских площадей разных типов (Ковент-Гарден в Лондоне, Вандомская в Париже). «Монастрыский сад»: самая первая площадь Лондона, возникшая не "стихийно", а по плану. Разбивкой ее занимался в первой половине XVII века выдающийся английский зодчий Индиго Джонс, и за прототип он взял главную площадь североитальянского города Ливорно. Строительство дворцовых комплексов (Версаль, Вайтхолл), храмов (Св. Павла в Лондоне >> – арх. Рен, собор инвалидов – арх. Ардуен Мансар). По своим размерам, смелой конструкции громадного купола и стилю, собор близко подходит к римскому собору св. Петра, но отличается от него тем, что, по образцу английских церквей, имеет более длинный продольный неф и обширный трехнефный хор. Общественных зданий – ратуш, госпиталей, частных жилых построек, особняков знати, зданий торговых компаний (ансамбль дома инвалидов арх. Брюан; библиотека в Кембридже, >> здание таможни в Лондоне - арх. Рен ). Ф. Мансар. Дворец «Мезон-Лаффит» близ Парижа (1642-1650). Вестибюль. >> Перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского ренессанса, Мансар закладывал основы классицизма XVII в. В работах Мансара пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Особенное место во французской архитектуре занимает Версаль – (новая резиденция Людовика 14) архитектурный ансамбль дворца, парка и города. От огромной площади перед дворцом отходят три проспекта, центральная ось тянется через весь город, площадь, дворец и парк. В создании Версальского ансамбля принимали участие многие арх. – Лево, Обре, Мансар, Лебрен, Ленотр, Габриель. Важной частью ансамбля стал парк. Андре Линотр довел до совершенства творчество в котором соединились элементы архитектуры, скульптуры, садоводчества. Парк был украшен скульптурой Франсуа Жирардона и Антуана Куазевокса. Они стремились к изолированности каждой фигуры и симметричному их размещению. Типичный образцом архитектуры классицизма стал восточный фасад Лувра («Колоннада лувра») арх. Клода Перро >>. В 1677 г. Была создана Академия архитектуры, целью которой было накопление опыта арх. с целью выработки идеальных вечных законов красоты. Этим законам должно было следовать дальнейшее строительство. Ведущим стилем арх. был признан классицизм. Основой красоты признались пропорции. Создателем классицистического направления в живописи был Николо Пуссен (фр.) (1594-1665). Пейзажи с мифическими героями («Царство флоры» >>, «Аркадские пастухи», «Пейзажи с полифеном»). На первый план у него выдвигается темы общественного долга, моральной необходимости («смерть Германика», «Танкред и эрминия», «Взятие Иерусалима», «Похищение сабинянок»). Преломление античного наследия происходит у художника сквозь призму образов Тициана, об увлечении живописью которого свидетельствует идиллическая умиротворенность образов, золотистые звучные краски. Тему тициановских «поэзий» художник продолжает развивать и в сценах «Вакханалий» 1620-30-х годов, полотнах «Триумф Вакха» (1636) и «Триумф Пана» (1636-1638), ища форму воплощения, отвечающую в его представлении античному пониманию радости жизни как необузданной стихии природы, счастливой гармонии духа. Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646). Классически строгое композиционное решение сочетается с внутренней эмоциональной психологической насыщенностью образов. «Победа Иисуса Навина над cаморитянами» >> Французская Академия художеств создана в 1648 г. академия собиралась на регулярные заседания, где художники разбирали картины из коллекций Лувра. Самым высоким жанром считался исторический, куда входили сюжеты из библии и античной мифологии. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены считались «малым жанром». В классических трактатах давались точные указания, как нужно передавать те или иные эмоциональные состояния и прилагались рисунки диаграммы. Рассудочная и сухая нормативность приводила к перерождению классицизма в академизм. Он изгонял из искусства воображение, фантазию, индивидуальное видение. Классицизм XVIII века не развитие классицизма предшествующего столетия – это принципиально новое историческо-художественное явление. Общие черты: обращение к античности. Выразителем классицизма в античности стал Жак Луи Давид (фр.) (1748-1825). Его картина «Клятва горациев» (1784) >> стала выражением республиканских взглядов в революционной Франции. Ему заказывали картины которые могли бы поднять патриотический дух Республики. «Убийство Марата». Давид был первым художником который попытался воспроизвести археологические подробности в римских жанрах: мебель, одежду, аксессуары. Благодаря успеху его картин античная мебель вошла в моду под именем стиля жакоб (королевский мебельщик который работал по эскизам Давида). Испанский художник Франциско Гойя (исп.) (1746-1828). «Испания, Время и История», «Какая доблесть», «Ужасы войны». Самая знаменитая серия офортов Гойи – «Каприччос» - это сатира на испанское общество XVIII в, особенно на его верхушку. Из этой серии «Ленивцы» >> «Обнаженная Маха». Уильям Хогарт (англ.) (1697-1764) изображал нравы аристократов, пороки общества – распущенность нравов, мотовство, продажный суд. Целые серии картин (68), объединенные одним сюжетом объединенные одним сюжетом («Карьера мота», «Модный брак», «Свадебный контракт»). Переводились в гравюры и становились доступными широкому обществу. Помимо жанровых сцен художник много занимался исторической живописью, пейзажем и портретом. Картина "Смерть графини" >> — шестая и заключительная из серии "Модный брак" Рейнольдс (англ.) (1723-1792) Подчеркивает в персонаже не принадлежность к сословию, а личностные качества. Томас Гейнсборо (англ.) (1727-1788) портреты и пейзажи. В портретах большое значение имеет пейзаж. «Портрет дамы в голубом» >> Наиболее известные скульпторы:Жан Батист Пигаль (фр.) (1714-1785) мифологические и жанровые статуи, надгробия. «Меркурий, завязывающий сандалию», 1744 >> Антонио Канова (ит.) «Амур и Психея», 1793 >> Лемуазан жанровое направление. Жан-Антуан Гудон (фр.) портретная галерея своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера. «Морфей», 1769 >> «Сидящий Вольтер», 1741-1784. В середине XVIII в. d архитектуре окончательно выпрямил гнутые линии, возвратил четкие симметричные формы, упростил систему украшений. Классицизм стал стилем официальных построек. Вторая половина XVIII в. время строительства общественных театров. Архитектура XVIII века в Германии – это пышное, монументальное барокко, ее творцы Б. Нейман (1687-1753), А. Шлютер (1664-1714), М.Д. Пеппельман (1662-1736). Во второй половине XVIII века в искусстве Германии начинают проявляться тенденции классицизма. Идеологом классицизма в Германии был искусствовед И.И. Винкельман (1717-1768). При правлении Фридриха IIначинается архитектурное преобразование города, в эти десятилетия возникают постройки в стиле классицизма архитекторов Кнобельсдорфа и Шинкеля, ставшие лицом города. Изначально Шинкель занимался живописью: писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. В 1811 стал первым немецким литографом: листы Вечер и Утро. Под влиянием Каспара Фридриха принципы классицизма со временем все активнее сочетались в его станковых работах с романтическими веяниями; историко-античная тема перемежалась национально-средневековыми мотивами. Среди типических картин Шинкеля — «Собор над городом» (1813), «Взгляд на Грецию цветущей поры» (1825). Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в «греческом стиле», относятся: Новая гауптвахта (1816—1818); Драматический театр >> (1818—1821); Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам самого Шинкеля; 1819—1823); Старый музей (1822—1830) в Берлине; >> Храм Николаикирхе (1830—1837); Дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Под рук. Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов).