История искусства
История дизайна
 
Скульптура Италии
.20. Скульптура эпохи Возрождения в Италии: XIV-XVI вв. Архитектура, скульп¬тура и живопись эпохи Воз¬рождения были тесно увяза¬ны в единую систему. Ее важнейшим детищем был не собор и даже не дворец, а над¬гробный памятник. Возведе¬ние и украшение небольших семейных часовен становит¬ся главным делом архитекту¬ры и скульптуры Х1V-ХV вв. В эпоху Возрождения с ее пышными торжественными церемониалами обычай требовал устройства последнего праздника — пере¬хода в другой мир,— как по случаю свадь¬бы или въезда в город коронованной особы. Как только семейство достигало определенного благосостояния, оно заказывало семейную усыпальницу. Ее следовало, по возможности, украсить изоб¬ражениями усопших, лежащими на возвы¬шениях в парадном одеянии, при оружии, если это рыцарь, или коленопреклоненны¬ми перед Богородицей в образе кающегося грешника, как в церкви. Формы капелл на¬поминали соборы в миниатюре. Во всех городах были зажиточные корпорации изготовителей надгробий. Лучшие создания знаменитых архитекторов, скульпторов, художников укра¬шали погребения эпохи Возрождения. Погребальная капелла падуанского ростовщика Энрико Скровеньи украшена фресками величайшего художника мира — Джотто. Гробница папы Юлия II (в центре – Моисей) и гробница Медичи Микеланджело (скульптуры «Ночь», «День», «Утро», «Вечер» - 1520-1534, «Пьета»). XV век — время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Она выходит из интерьеров на фасады церквей и гражданских зданий, на площади города, становится частью городского ансамбля. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Одна из ран¬них и самых знаменитых работ Микелан¬джело,— пятиметровая статуя Давида на площади Сеньории во Флоренции, символизирующая победу юного Давида над великаном Голиафом. Скульпторы Возрождения обращались не только к традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. С этим стремлением увековечить образ реального современника связано развитие жанра скульптурного портрета, надгробного монумента, портретной медали, конной статуи. Эти скуль¬птуры украшали площади городов. Скульптором, который открыл историю Раннего Возрождения наряду с архи¬тектором Брунеллески и ху¬дожником Мазаччо, был Донателло (1367-1466). Он был новатором почти во всех ви¬дах пластики, его творчество определило развитие евро¬пейской скульптуры в после¬дующие века. Донателло со¬здал тип самостоятельной, не связанной с архитектурой, круглой статуи, положил начало новому скульп¬турному портрету-бюс¬ту, напоминающему римские портреты, со¬здал новый тип над¬гробия, был автором; первого конного монумента в эпоху Возрож¬дения, разработал но¬вые виды рельефа, покрывающего фри¬зы ренессансных зда¬ний. Он возродил ан¬тичное изображение обнаженного челове¬ческого тела, вы¬зывающего чувство восхищения своим совершенством. В творчестве Донателло сочетаются обращение к античным законам пласти¬ки и глубокая религиозность, готическая традиция и реалистические идеалы Возрождения. Статуи Св. Георгия (слева), Св. Марка (справа), Да¬вида, об¬разы пророков для колоколь¬ни Джотто, конный монумент кондоть¬ера Эразмо ди Нарни, про¬званного Гаттамелатой . Фигуры самого Донателло и его пос¬ледователей еще зависели от архитектур¬ного заднего плана. Они были предназна¬чены почти всегда для фронтального рассмотрения, их движение развивалось только в плоскости. Изучение форм было важной проблемой Ренессанса. Этот шаг сделал Андреа дель Вероккио (1435-1483). «Дама с цверами». Он соединил фигуры в группу. Скульпторы его школы много и успешно работали над проблемой композиции. Козимо де Медичи, мраморный барельеф, ок. 1464 г. Уверение Фомы, Флоренция, собор св. Михаила, вост.стена >> Сравнивая развитие скульптуры и живописи Ренессанса, можно сказать, что они идут параллельно: от, изображе¬ния фигур на плоскости к передаче дви¬жения тело, и чувства пространства. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Зодчий, проек¬тируя здание, уже обдумывал его укра¬шение. Сама система формирования мас¬теров искусств способствовала этому. Целостный подход к искусству — ха¬рактерная черта Возрождения. Художе¬ственное освоение действительности шло в прочном союзе архитектурных, скуль¬птурных, живописных и литературных форм. Именно поэтому искусство Воз¬рождения представляет собой стилевое единство.