История искусства
История дизайна
 
Архитектура Италии
18. Архитектура эпохи Возрождения в Италии (XIV-XVI вв.). Итальянская архитектура Раннего Возрождения открыла новую эпоху в ис¬тории европейского зодчества: она отка¬залась от господствующей в Европе го¬тической системы и утвердила новые принципы, основанные на ордерной сис¬теме. Но при всей радикальности перемен в архитектуре она сохранила связь с богатейшим наследием старого итальянского зодчества. Архитектура Раннего Возрождения была еще архитектурой отдельного зда¬ния, а не архитектурой ансамбля, хотя замечательные попытки упорядочить об¬лик целого города уже были, например, в Ферраре (архитектор Россетти). Треченто. XIV в. Собор в Орвьето. >> (начат в 1290 г.) — лучшее создание итальянской культовой архитектуры XIV в. Обширное здание продолжало традиции раннехристианских базилик в планировке и открытых стропильных конструкциях. В интерьере господствуют полуциркульные аркады, карнизами и декором подчеркнуты горизонтали. Готические элементы в наибольшей степени наполнили фасад, над которым в 1310—30 гг. работал сиенец Лоренцо Майтани, однако они были восприняты в чисто декоративном аспекте: остроконечные щипцы, башни, окно-роза — всего лишь графический рисунок на плоскости. Появившиеся позднее мозаики еще больше подчеркнули плоскостно-живописный характер фасада Майтани. (Трехчастное деление, перспективные порталы). Дворец Дожей (XIV-XV вв.). Открытая аркада нижнего этажа. Романские, готические и восточные элементы. Квадроченто. XV в. Начало новой эпохи в архитектуре свя¬зывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446). Он был первым архитек¬тором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи ново¬го художественного мировоззрения. Теоре¬тические размышления Брунеллески сыг¬рали большую роль в переломе стиля. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Художники Воз¬рождения понимали теорию искусства не в виде суммы полезных советов, они хоте¬ли видеть задачи и законы художествен¬ного творчества вообще. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспек¬тивы — основы всех художественных пост¬роений. Только в 1419 году он получил за¬каз, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это было светское здание — Воспитательный дом во Флорен¬ции. >> Его считают первым зданием стиля Ре¬нессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Художествен¬ный образ Воспитательного дома был нео¬бычен — открытая аркада, широкая лест¬ница почти во всю ширину фасада. Совершенно новых форм не было, но Бру¬неллески сочетал их по-новому в точную гармоническую систему несомых и несу¬щих частей. Простота, изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение ар¬хитекторов. Творчество Брунеллески проник¬нуто глубоким пониманием гармонии античной архитектуры и в то же время связано с традициями тосканской архи¬тектуры ХII-ХIV веков. Его смелое но¬ваторство проявилось уже в первой крупной работе — грандиозном куполе собора Санта Мария делъ Фьоре >> (1420-1436). Он должен был осуществить про¬ект, принятый задолго до его рожде¬ния,— соорудить гигантский купол, достигающий 42 метров в диаметре, не на круглом, а на восьмигранном основа¬нии. Принципиальная новизна его ре¬шения в том, что он предложил соору¬дить легкий пустотелый купол из двух оболочек. Второй после Брунеллески крупней¬шей фигурой в итальянской архитектуре XV века был Леон Батиста Альберти (1404-1472). Разносторонне образован¬ный, блестящий философ-гуманист, увлекающийся музыкой, математикой, правом, экономикой, поэзией, живопи¬сью, скульптурой, архитектурой. Ему принадлежит архитектурная энциклопе¬дия Возрождения, названная в подража¬ние Витрувию «10 книг о зодчестве». Альберти подробно разработал тео¬рию идеального храма, в основе которого должен быть круг или приближающий¬ся к нему многогранник как самая совер¬шенная из природных форм. Альберти — энцикло¬педист-теоретик. В отличие от своих предшественников Альберти не руководил строительством, как средне¬вековые мастера, а лишь со¬ставлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ. Он творил в Ферраре, Флорен¬ции, Римини и других горо¬дах Италии. Алъберти создал, новый тип архитек¬турного мышления. Он. пре¬образил облик городского дворца — палаццо. Альберти смело вводит элементы архитектуры античности в современное ему строительство. Образцом для фаса¬да церкви Сант Андреа >> по¬служила римская триумфальная арка. Фасад флорентийского палаццо Руччелаи >> (проект осуществлен архитектором Росселино) разделен на три этажа орде¬ром, прототипом, которого был ордер римского Колизея. Руст заменен гладко шлифованными блоками. Массивную арку ворот он заменил на пря¬моугольные двери, открывающиеся пря¬мо на улицу, стены расчленил пилястра¬ми, карнизами — облик светского здания очень изменился. Новый архитектурный стиль Ренессанса по-разному проявлялся в го¬родах Италии под воздействием мест¬ных традиций и местного строитель¬ного материала. В Болонье, Ферраре, Вероне, Падуе появлялись разные варианты нового типа богатого жилого дома, загородной виллы, антикизированного храма. Со 2-ой пол. XV в. проявляет себя Венецианская школа. лишь к кон. XV в. складываются ренессансные ордерные принципы. Осн. особенность венецианской архитектуры: богатство арх. декора (полихромная мраморная облицовка, резьба и скульптура) Время Высокого Воз¬рождения в архитектуре Италии было очень недол¬гим. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Немногочислен¬ные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Браманте (1444-1514).Ему удалось осуществить мечту всех итальянских архитек¬торов начиная с Брунеллески — возвести сакральное здание центрического пла¬на. Это небольшая капелла при церкви Сан Пъетро Монторио,(Ватикан) построенная в 1502 г. Она имеет форму цилиндра, расчлененного пилястрами и полукруг¬лыми нишами, окружен¬ного периптером с 16 ко¬лоннами. Здание обладает такими совершенными пропорциями, что ка¬жется подлинным антич¬ным храмом. Темпьетто>>. («Маленький храм», Ватикан) В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. Он стал разрешением проблемы центрического здания, проблемы равновесия всех про¬порций, над которой работали архитекто¬ры Возрождения. Темпьетто — высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. Папа Юлий II поручил Браманте разра¬ботку собора Св. Петра >> и создание новой огромной архитектурной композиции Ва¬тикана. Чтобы соединить летнюю папс¬кую резиденцию — виллу Бельведер — с Сикстинской капеллой, папским дворцом и строящимся собором, Браманте спроек¬тировал длинные неширокие здания-ко¬ридоры, оставив между ними широкий двор с тремя понижающимися терраса¬ми. Принципиальная новизна работы Браманте в Ватикане в том, что он впер¬вые после античности создал единый ар¬хитектурный ансамбль. Проектируя собор Св. Петра, Браманте хотел создать величественное крестово-купольное зда¬ние с применением римс¬кой бетонной конструк¬ции; он хотел водрузить купол Пантеона на своды базилики. Строительство собора началось в 1506 г., но ве¬лось оно очень долго, план постройки неоднократно менялся. Смерть помешала Браманте довести до конца задуманную им постройку. Он успел только поставить массивные столбы, поддерживающие купол, и тем определил его диаметр. После его смерти встал вопрос, быть ли центрическому зда¬нию или вернуться к идее продольной ба¬зилики. По плану великого Микеланджело купол был закончен только в 1593 г. Церковь Санта-Мария делле Грацие >> – церковь эпохи Возрождения в Милане, архитектор Джуинфорте Солари в1466 –1490 гг. Последующие модификации были сделаны архитектором Донато Браманте в1492–1497 гг. Браманте снес первоначальную полукруглую ап¬сиду и соорудил на ее месте огромный куб с тремя апсидами и куполом,и пристроил портик с коринфскими колоннами. фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Почти одновременно с работами над собором Св. Петра Микеланджело полу¬чил еще одно очень важное поручение — проект застройки Капитолийского холма. >> Его проект открыл новые перс¬пективы архитектурного творчества в об¬ласти создания ансамбля зданий. Раньше рассматривалось каждое здание в отдель¬ности; Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которо¬го (лестницы, конная статуя Марка Ав¬релия, боковые фасады) ведут к центру — господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Площади Ренессанса были замкнуты со всех сто¬рон, Микеланджело раскрывает углы и оставляет совершенно свободной одну сторону — с широким видом на город. Благодаря этому площадь делается час¬тью городского пейзажа, сливается с ок¬ружающим простым убранством.