История искусства
История дизайна
 
Художники и меценаты
Художники и меценаты На протяжении практически всего XV в. республиканской Флоренцией правили представители династии Медичи - банкиры и торговцы, привыкшие жить с королевским размахом. Они не жалели денег для прославления родного города и своего семейства. От мастеров им, подобно другим буржуа, был в первую очередь нужен декор - богатый яркими красками и бросающийся в глаза хорошо прописанными деталями. Наверное, величайшим продолжателем этой традиции был Сандро Боттичелли (ок. 1445-15Ю), творения которого отличают четкость линий, насыщенность цвета и отточенность фигур. Боттичеллиево "Поклонение волхвов", написанное по библейскому сюжету, впервые содержит изображение покровителей художника: довольные и самоуверенные лица Медичи весьма любопытно контрастируют с преисполненными нежности Мадонной и младенцем Иисусом. Наиболее известные работы Боттичелли ("Весна" и "Рождение Венеры") свидетельствуют о другой стороне ренессансного искусства - о страстном поклонении классическим мифам и мистической философии. Среди художников раннего Возрождения, работавших не во Флоренции, выделялись Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) «Парнас» 1497, «Святой Себастьян»,1470) и Пьеро делла Франческа (ок. 1415-92), с точностью математика овладевший перспективой; в "Бичевании Христа">>> глубина изображения и удивительное спокойствие персонажей создают ощущение вечности. Первые три десятилетия XVI в. вошли в историю как Высокое Возрождение. Мастера, чья творческая зрелость пришлась на эти годы, в совершенстве овладели перспективой, игрой света и тени (т. н. кьяроскуро) и другими живописными приемами, придающими черты подлинности персонажам и предметам. Во время Высокого Возрождения центром итальянского искусства стал Рим, хотя все великие художники, работавшие в этом городе, были родом из других мест. В Рим их манило не знавшее границ меценатство, и, в частности, щедрость и внимание таких высокопоставленных служителей церкви, как папа Лев X и папа Юлий II, стремившихся возродить величие Рима и заодно увековечить свои имена. Гении эпохи Во время Высокого Возрождения три величайших мастера достигли подлинных высот художественного творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в глазах современников превосходили всех своим мастерством; возможно, именно с той поры в искусстве стали видеть высокое призвание художника, а не просто выполнение заказа за деньги. Леонардо (1452-1520), старший из них, обладал недюжинными талантами в разных областях, редко останавливался подолгу на одном предмете и в одном месте и оставил по себе лишь несколько полотен. Его полные жизни, но при этом таинственные <<<" Мадонна в скалах. ок. 1495-98. " и "Мона Лиза" как нельзя лучше отвечают классическим идеалам. «Дама с горностаем», «Тайная вечеря»>>>> Великий скульптор и художник флорентиец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) четыре года расписывал потолок Сикстинской капеллы библейскими сюжетами, начиная от сотворения человека. («Изгнание из рая», «Сотворение Адама», статуя Давида) Творения Рафаэля (1483-1520) отличаются удивительной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии - нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности - заложили традицию на века. Среди известнейших работ Рафаэля - фрески в папских покоях Ватикана и, в частности, "Афинская школа">> - вершина Высокого Возрождения. <<< «Святое семейство с ягненком», «Сикстинская Мадонна». Самым известным зодчим той поры был Донато Браманте (1444-1514), придавший черты античной классики симметричным сооружениям (как Темпьетто в Риме>>) и первым представивший чертежи расходящихся лучами капелл и купола <<<собора св. Петра (который строился почти сто лет с участием Микеланджело и многих других мастеров). Возрождение в Венеции город каналов и гондол, отделенный морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Но уже во второй половине XV в. Венеция явила миру великих Джованни Беллини (ок. 1430-1516) (<<<«Распятие», «Мадонна с Младенцем») Картина «Мадонна в лугах» необычна своим горизонтальным форматом. Как правило, живописцы изображали Мадонну с Младенцем на полотнах вертикального формата. Кроме того, не характерна для Беллини и поза Богоматери, сидящей на земле. Чаще всего художник писал Мадонну либо по пояс, либо на троне. Поза спящего Младенца Христа предвосхищает ту позу, в которой будет лежать на коленях Матери Его мертвое, снятое с креста тело. Пространство картины наполнено символическими деталями, вселяющими в душу зрителя грусть и тревогу. Самый пейзаж кажется окутанным печальной дымкой.>>> Джорджоне (ок. 1476-1510) <<< «Юдифь», «Спящая Венера» и Тициана (ок. 1487-1576). Венецианских художников от большинства современников отличали большая чувственность и меньший интеллектуализм в трактовке сюжетов, а выдающемуся мастеру портрета Тициану не было равных в передаче цвета и фактуры. «Венера и Адонис», «Флора», мужской портрет, «Венера перед зеркалом» Архитектор Андреа Палладио (1508-80) по образцам римской классики разработал стиль небольшого жилого дома (виллы), несколько столетий применявшийся другим и зодчими. <<Андреа Палладио. Вилла Мальконтента (Вилла Фоскари). 1550-е гг. ПАЛАЦЦО КЬЕРИКАТИ (1550) в Виченце, Северная Италия ЦЕРКОВЬ РЕДЕНТОРЕ (1576) на канале Джудекка в Венеции.