История искусства
История дизайна
 
Архитектура Возрождения
Архитектура Возрождения Италия - страна многочисленных городов, и каждый уже тогда был по-своему прекрасен и неповторим. Тем не менее, на заре эпохи Возрождения, т. е. в начале XV в., культурного наибольшего расцвета достигла Флоренция. Именно здесь в полную силу раскрылся талант Лоренцо Гиберти (1378-1455), первого великого скульптора эпохи Возрождения. В 1402 г. власти города объявили конкурс на изготовление бронзовой, украшенной многочисленными рельефами (т. е. выпуклыми литыми или чеканными, как на монетах, изображениями) двери в баптистерий кафедрального собора. Его выиграл Гиберти; на представленном им проекте приносящий жертву Исаак был вылеплен нагим, с развитой, как у древнего бога, мускулатурой, что решительно противоречило христианскому аскетизму искусства средних веков. Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. Скульптурные двери работы Гиберти стали главным украшением баптистерия Флорентийского собора, а из его мастерской вышло много талантливых скульпторов. Один из них - Донателло (ок. 1386- 1466) - даже превзошел учителя; его работы, вдохновленные классическими образцами, удивительно реалистичны. <<<"Давид" (1430-е гг.) - изящно выполненный из бронзы торжествующий победитель, поставивший ногу на отсеченную голову поверженного Голиафа, - стал первым со времен античности скульптурным изображением свободно стоящей человеческой фигуры в натуральную величину. («Гаттамелата» >>>> К тому же поколению, что и Гиберти, принадлежал еще один флорентиец, великий зодчий раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377-1446). Его исследования памятников античности повлияли на науку и архитектуру того времени, способствовали практическому переосмыслению древних теорий. А возрожденные мастером элементы классической архитектуры - колонны, треугольные фронтоны, круглые своды и купола -использовались вплоть до XX в. Самая известная работа Брунеллески (купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг .) - подлинное чудо 1420-х гг., ставшее возможным благодаря из учению архитектуры Древнего Рима.(Воспитательный дом во Флоренции.>>>),(<<<капелла Пацци) Брунеллески стал одним из создателей законов перспективы - системы изображения предметного мира на плоскости. Эти законы были необходимы как скульпторам (при работе над рельефами), так и, в особенности, живописцам, которые не могли воспользоваться не имевшими перспективы античными образцами. Впрочем, они творили, следуя духу античности, вдохновляясь древней скульптурой, и первым, кто сумел добиться реалистичного и монументального изображения, стал Мазаччо (1401-28) - итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистическ ие представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур, монументализация и обобщение форм.