|
|
|
А теперь мне придется открыть вам мой следующий секрет — я не поставил его первым из опасения быть непонятым. Секрет этот состоит в том, что любой художник, мечтающий создать шедевр, должен жениться на моей жене: да будет вам известно — жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть то грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия вашей души. Гала — это та, с кем вы можете сочетаться законным браком и жить всегда, как с любовницей, которая будет боготворить вашу живопись больше, чем вы сами, при любом удобном случае смиренно предостерегая: "Это может повредить твоей живописи", "Давай не будем так делать: твоя живопись может огорчиться", "Ты совсем забросил твою живопись. Посмотри, как она прекрасна, — когда-нибудь ты пожалеешь, что недостаточно любил ее". Гала — это та, кто с нежностью, напоминающей звучание эоловой арфы, читает вам длинные русские тексты — всего Пушкина, которого ни ты, ни твоя живопись, не знающие ни слова по-русски, не понимаете, но монотонное звучание которого убаюкивает вас почти в объятиях друг друга. Гала — это, наконец, та, кто, как пчелка, приносит вам мед, который вы смакуете, — ты и твоя живопись: входя в комнату и ставя флаконы с какой-то странной жидкостью, она говорит: "Это я принесла для твоей живописи; думаю, ей понравится". Но сочный поцелуй губ Галы предназначается мне одному, поскольку живопись можно обнять только взглядом.
Но если я объяснил вам, насколько Гала любит живопись, то теперь я должен рассказать, как мы уживаемся втроем, чтобы вы поняли, до какой степени живопись любит мою Галу.
Да будет вам известно, что масляная живопись влюбилась в Галу, едва увидев ее, и Гала стала ее постоянной натурщицей, которой всегда отдавалось предпочтение. Живопись стала называть Галу оливой из-за цвета кожи и овала лица, благодаря которым она как две капли масла похожа на средиземноморскую оливу. И хотя оливковое масло не годится для живописи, поскольку оно слишком долго сохнет, олива как таковая остается символом масла, поскольку известно: лучшие символы те, что вообще никогда не высыхают.
Позвольте теперь рассказать, какие выгоды вы можете извлечь из того, что женились на Гале, поскольку я понимаю, что именно этого вы и ждете, спрашивая себя, благодаря чему эта Гала становится такой бесценной для всех художников, что она делает, дабы стать им необходимой? Ответ мой очень прост: Гала ничего не делает, Гала позволяет делать — она позирует. А позировать означает "архитектонизировать" пространство; кроме того, своей позой она "создает тишину", утоляет жажду и снимает тревогу. А когда вы идете погулять и мысли ваши находятся за тысячи лье, блуждая в туманных пределах мучительных поисков, Гала показывает вам цветок, растущий на тропинке, по которой вы идете, как сомнамбула, и возвращает вас к полнокровной реальности фруктового сада, вдоль которого вы прогуливаетесь. "Посмотри, какой цветок", — говорит она, и именно на этот цветок советовал взглянуть и Мишель Монтень, — перечитайте его! — чтобы помешать своему разуму стать добычей пустых мечтаний.
|
|
|