История искусства
История дизайна
 
Искусство 16-17 веков
16. История Русского государства конца 16-17вв. В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится сто¬лицей мощной державы. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство. Москва в этот период — оплот русского православия, «третий Рим». Стоглавый собор Русской церкви 1551 г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что, ограничивало художника. При Иване III идет активная перестройка Кремля. В 1485—1496 гг. Кремль был возведен заново, сохраняя при этом план старой крепости. Новый Кремль с краснокирпичными стенами протяженностью более чем в 2 км и 18 башнями был украшен двурогими зубцами (вместо прежних прямоугольных). Приглашенному из Бо¬лоньи архитектору Аристо¬телю Фьораванти было велено строить главный Успенский собор Москов¬ского Кремля по образцу Успенского владимирского храма. Московский Успенский собор действительно сохранил многое от владимирской архитектуры: каменный храм имеет вытянутый план, пятиглавое завершение. Сохранив привычную для русского человека иконографию храма, поняв красоту древнерусских форм, Фьораванти переосмыс¬лил их творчески, как многоопытный зодчий итальянского Возрождения. Последнее сказалось в замене Коробовых сводов крестовыми. Новым было и открытое крыльцо в виде балдахина с западной стороны. Но самым существенным отличием является решение внутреннего пространства, в котором отсутствуют хоры, что придает храму светский, зальный характер, (возведен в 1475—1479 гг.) В 1505—1508 гг. был по¬строен другой кремлевский собор — Архангельский, тоже итальянским (вене¬цианским) зодчим Алевизом. Внешний облик здания резко отличен от привыч¬ных древнерусских храмов, он оформлен наподобие двухэтажного палаццо в ду¬хе ренессансной (венеци¬анской) ордерной архи¬тектуры. Но усиление свет¬ских тенденций сказалось в основном на декоре, об¬щее же конструктивное ре¬шение прежнее: это типичный шестистолпный храм с притвором, суровость его интерьера усиливается предназначением: храм служил усыпальницей великих князей. 1505—1508 годы Боном Фрязином был воздвигнут храм-колокольня, более известный как столп Ивана Великого (его два верхних яруса над¬строены уже в годуновское время, в 1600 г.) — давно знакомый на Руси тип колокольни из поставленных один на другой восьмериков с арками-проемами для колоколов, с объемами, как бы естественно вырастающими один из другого. Церковь Ризположения (1484—1486) и Благовещенский собор (1484—1489) были построены русскими (псковскими) мастерами. Сначала Благовещенский храм был трехглавым, уже при Иване Грозном глав стало девять. Собор был домовой церковью князя и его семьи и соединялся ходами с дворцом. Отсюда его небольшие размеры, теснота его интерьера. От «гражданской» архитектуры, от ансамбля великокняжеского дворца сохранилась Грановитая палата, сооруженная в 1487— 1491 гг. Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари. И здесь, как в Архангельском соборе, ренессансные черты сказались лишь в декоре: палата получила свое название из-за облицовки фасада граненым камнем. Московский Кремль стал образцом для многих крепостей XVI в. (в Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне; в этот же период были перестроены крепости Орешек, Ладога, Копорье, заложена крепость Иван-город и пр.), а его храмы — для культовых сооружений на территории всей Руси. По типу Успенского собора были построены многие храмы XVI в.: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский — Троице-Сергиева монастыря и т. д. Шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завер¬шаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества — Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530—1532) —была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. В деталях здания анонимный гениальный зодчий использовал как мотивы итальянской ренессансной архитектуры, так и истинно русские художественные традиции деревянной архитектуры. В 1553—1554 гг. Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это другой тип храма XVI в. — столпооб¬разный. Объем церкви Иоанна Предтечи представляет собой пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями. Средний — самый большой, завершается мощным барабаном. Сложная форма треугольных кокошников, организующих переход к главам, необычное украшение центрального барабана полуцилин¬драми, весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм, свидетельствуют о воздействии деревянной архитектуры. Церкви в Коломенском и Дьякове являются прямыми предше¬ственницами знаменитого храма Покрова на рву, известного более в истории как храм Василия Блаженного (этому святому был посвящен один из приделов), воздвигнутого на Красной площади в Москве в 1555—1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Архитектурный ансамбль храма Василия Блаженного состоит из 9 объемов, из которых центральный, увенчанный шатром, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Собор Бармы и Постника — монумент русской славы. Построен, скорее как бы для украшения, чем для молитвы. Луковичные главы собора появились в конце XVI в., а сохранив¬шаяся до наших дней многоцветная роспись храма исполнена в XVII—XVIII вв. В XVI столетии была только цветная майоликовая облицовка центрального шатра, общее же декоративное решение строилось на сочетании белокаменных деталей с краснокирпичной поверхностью стен. Рядом с шатровым в культовом зодчестве ХVI в. продолжает развитие тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам, отражающего мощь самодержавной власти и силу церкви (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре). В годуновское время строятся храмы, разнообразные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы, ре¬зиденции Бориса Годунова, 1598-1599), бесстолпные (церковь в селе Хорошево, до 1598 г.), даже шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском, 1603, вы¬сотой в 74 м). Китай-город был возведен еще в 30-х годах архитектором Петроком Малым и знаменитый Смоленский кремль — обе Кре¬пости (1585—1593, 1595—1602) возводил «городовой мастер» Федор Конь. XVI век — период расцвета крепостного зодчества. Крепость в большой степени определяет и планировку города. Монастыри укреплялись тоже как кре¬пости, являясь важными оборонительными оплота¬ми как в самой Москве (Новодевичий, Симонов монастырь), так и на ближ¬них к ней подступах (Троице-Сергиев), мощные монастыри-крепости стро¬ились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский мо¬настырь, Соловецкий мона¬стырь). Развитие русской живописи второй полови¬ны XV—XVI столетия оп¬ределялось таким важней¬шим историческим процессом, как создание централизованного государства. В его задачу входило прославление государственной мощи. В конце XV ведущую роль еще играло рублевское направление. Крупнейшим художником этого направления был Дионисий (30—40-е годы XV в. — между 1503—1508 гг.). В отличие от Рублева Дионисий был мирянином. Ху¬дожник возглавлял большую артель, выполнял как княжеские, так и монастырские и митрополичьи заказы, вместе с ним работали его сыновья Владимир и Феодосии. Дионисий работал для Пафнутье-во-Боровского монастыря, Успенского собора Московского Крем¬ля, Павлова-Обнорского монастыря, из иконостаса которого до нас дошли две иконы — «Спас в силах»—1500 г., и «Распятие» .С именем Дионисия связывают также две житейные иконы — митрополитов Петра и Алексея (обе из Успенско¬го собора Московского Кремля). Но самым заме¬чательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова мо¬настыря, работа над которыми была исполнена Дионисием вместе с сы¬новьями летом 1502 г. Это чуть ли не единственный случай, когда фрески сохранились почти полностью и в пер¬возданном виде. Роспись посвящена теме Богороди¬цы (около 25 композиций). Изображаются сцены «Со¬бор Богородицы», «Похва¬ла Богородице», «Покров Богородицы», «Акафист Богородице». Именно хва¬лебное песнопение (ака¬фист) Богородице ста¬новится основной темой росписи. Вместе с учениками и помощниками Дионисий создал также и иконостас Рождественского собора из которого самому Дионисию принадле¬жит икона «Богоматерь Одигитрия» (иконографический тип особой торжественности, с благословляющим младенцем Христом). Влия¬ние искусства Дионисия сказалось на всем XVI веке. Оно затронуло не только монументальную и станковую живопись, но и миниатюру, прикладное искусство. На протяжении XVI столетия декоративность, усложненность, «многоречивость» композиций, появившиеся в живописи рубежа веков, все более усиливаются. На это были свои причины. При¬дворный церемониал, разработанный еще Иваном III, достигает невиданного великолепия при Иване Грозном, в годы укрепления самодержавия. В искусстве стали часто обращаться к историческому жанру. Этому способствовало составление летописных сводов, «Степенной книги», «Хронографа», в котором события уже собственно русской, а не мировой истории занимают основное место. В монументальную и станковую живопись, в миниатюру и прикладное искусство вместе с легендарно-историческими сюжетами проникают жанровые эле¬менты, реалии быта. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний. Прекрасная иллюстрация этому — знаме¬нитая икона «Благословенно воинство небесного царя» В XVI в. изменяется и внешний облик икон, обязательно обложенных серебряным басменным или чеканным окладом. Те же изменения, что и в иконописи, происходят и в монументальной живописи. Еще в старой традиции XV в. близко по стилю к ферапонтовским исполнены росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля артелью во главе с сыном Дионисия Феодосием (1508). Но появляется и новое — используется необычайно много сцен из Апокалипсиса. Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бума¬гой. Это сказалось в первую очередь на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохра¬нило в миниатюрах густой цвет. Но уже в Житии Бориса и Глеба 20-х годов XVI в. рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками и мало напоминают те, что были в рукописях XV столетия. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстра¬ций. Лучшие мастера, объединенные в царских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства и в скульптуре, создавая и здесь произведения, прослав¬ляющие величие московского князя. В скульптуре этого времени впервые решаются проблемы статуарной пластики В. Ермолин, фрагмент конной статуи Георгия-змееборца, исполненной в 1462— 1469 гг. в белом камне для украшения Фроловских (теперь Спас¬ских) ворот Кремля. Это не ослабляло традиционных успехов русской резьбы, о чем свидетельствует такой памятник, как Царское место (или Мономахов трон, 1551) Ивана Грозного в Успенском соборе. Сохранилось много памятников деревянной резьбы XVI в. — царские врата, резные иконостасы, Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.