Все, что не традиция, то плагиат
Он начинает чувствовать себя пророком
При анализе психики Дали
Дали на страницах своей "Тайной жизни"
Красив, как девочка
Доказательства искренней дружбы
Все, что описано Дали в "Придуманных воспоминаниях"
"Придуманные воспоминания" резко обрываются
Работая над своей автобиографией
Сальвадор Дали не в состоянии скрыть что-то
Дали стал покорным рабом Галы
Донья Фелипа
В детском ночном кошмаре
Совершенно переменившийся Бучакес
Дали выбирает шпагу
Лорка всегда производил на него огромное впечатление
Кажущееся равнодушие
Прозаические фрагменты
Это Дали
Дали начинает ревновать Лорку
Удивленные и несколько напуганные
Глядя в зеркало
Дали-Мальдорор
Лето в Кадакесе
"Привет! Я здесь"
Задолго до "Галлюцинации тореро"
Такое сходство, как на этих картинах
Эти картины вызывают вопрос
Галлюцинация тореро
Отголосок тех давних вечерних концертов
"Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем"
Дали изображает насилие
Уверенное заявление Дали
Дали наблюдал мрачные фарсы Лорки
В июне 1982 года умирает Гала
Освобождение и бессмертие
Пять мыслей об искусстве
Последователи
Определение живописи
Такие полотна становятся с каждым днем не только ценнее
Надо владеть искусством, граничащим с магией
Десять заповедей для того, кто собирается стать художником
Живопись освещала фитиль человеческого разума
Как управлять сновидениями
В состоянии полубодрствования
Замысел, уже существующий в подсознании художника
Люди всегда пытались объяснять сновидения
Лев великодушнее всех других зверей
Непрерывная война
Лилия и роза
Два месяца в тюрьме
Вот мы и подошли к самому главному!
Туманные соображения
Труднее всего писать человеческие фигуры на фоне природы
Брак с живописью
Следующий секрет
Раз уж вам так повезло
Совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел
 
"Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем"
Написав картину "Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем", являющуюся метафорой любви и вожделений Лорки, художник избегал каких бы то ни было объяснений. Во всяком случае, никто не заподозрил истинного смысла этого небольшого полотна, пока Сантос Торроэлья не дал ему блестящего истолкования. Сам же художник говорил Рейнолдсу Морзу, что эта картина, как и "Череп с лирическим отростком...", отражает его одержимость большими роялями и изнеженными черепами. А затем, пытаясь спрятать часть истины, он пускается в рассуждения о том, что обе картины написаны "с импералистической жаждой точности", необходимой для создания "настоящего, иррационального, гипнотического образа". Морз, который в других случаях достаточно проницательно анализировал работы Дали, здесь ограничивается лишь замечанием, что деформированные рояли и черепа, изображенные Дали на этих двух работах, необыкновенно реалистичны и что воображаемые объекты не менее тщательно выписаны, чем вполне реальный пейзаж Порт-Льигата, и что такой контраст является основной составляющей параноидно-критического метода Дали.

Однако пейзаж Порт-Льигата на этих двух картинах, напротив, выглядит достаточно схематично. Лодка на полотне "Атмосферный череп...", ровная береговая линия, изгибающаяся под прямым углом, очень напоминают одну из отроческих работ Дали — "Порт Кадакеса ночью", но череп, словно оскалившийся в зловещей улыбке, с непомерно большими пустыми глазницами, чем-то действительно похож на карикатурное изображение Лорки с его "простонародной головой". Мог этот череп возникнуть в творчестве художника и благодаря воспоминаниям о мрачном фарсе, который разыгрывал поэт в своей комнате в Ресиденсиа де эстудьянтес, изображая собственную смерть и разложение, а его смеющееся лицо превратилось на картине Дали в чудовищную улыбку черепа.

Тот факт, что при жизни Лорки Дали всегда изображал своего друга либо спящим, либо рисовал его голову, лишенную тела, отнюдь не означает, что художник был единственным, кого посещали предчувствия относительно неизбежной ранней гибели поэта, как уверяет нас Ана Мария. Лорка сам во время своих трагических мизансцен в Ресиденсиа де эстудьянтес предвосхищал свою смерть, а Дали перенес воспоминания об этом на холст, обратясь к наиболее близкому ему художественному языку. Заметим, что череп, совершенно лишенный кожных покровов и словно разъеденный морской водой, подтверждает свидетельство Аны Марии, что Лорка панически боялся утонуть.