Все, что не традиция, то плагиат
Он начинает чувствовать себя пророком
При анализе психики Дали
Дали на страницах своей "Тайной жизни"
Красив, как девочка
Доказательства искренней дружбы
Все, что описано Дали в "Придуманных воспоминаниях"
"Придуманные воспоминания" резко обрываются
Работая над своей автобиографией
Сальвадор Дали не в состоянии скрыть что-то
Дали стал покорным рабом Галы
Донья Фелипа
В детском ночном кошмаре
Совершенно переменившийся Бучакес
Дали выбирает шпагу
Лорка всегда производил на него огромное впечатление
Кажущееся равнодушие
Прозаические фрагменты
Это Дали
Дали начинает ревновать Лорку
Удивленные и несколько напуганные
Глядя в зеркало
Дали-Мальдорор
Лето в Кадакесе
"Привет! Я здесь"
Задолго до "Галлюцинации тореро"
Такое сходство, как на этих картинах
Эти картины вызывают вопрос
Галлюцинация тореро
Отголосок тех давних вечерних концертов
"Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем"
Дали изображает насилие
Уверенное заявление Дали
Дали наблюдал мрачные фарсы Лорки
В июне 1982 года умирает Гала
Освобождение и бессмертие
Пять мыслей об искусстве
Последователи
Определение живописи
Такие полотна становятся с каждым днем не только ценнее
Надо владеть искусством, граничащим с магией
Десять заповедей для того, кто собирается стать художником
Живопись освещала фитиль человеческого разума
Как управлять сновидениями
В состоянии полубодрствования
Замысел, уже существующий в подсознании художника
Люди всегда пытались объяснять сновидения
Лев великодушнее всех других зверей
Непрерывная война
Лилия и роза
Два месяца в тюрьме
Вот мы и подошли к самому главному!
Туманные соображения
Труднее всего писать человеческие фигуры на фоне природы
Брак с живописью
Следующий секрет
Раз уж вам так повезло
Совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел
 
Отголосок тех давних вечерних концертов
Ана Мария рассказывала Антонине Родриго, что очень часто встречающиеся на картинах ее брата рояли — отголосок тех давних вечерних концертов в доме семьи Пичот. Как мы уже говорили в этой книге, на картине "Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на фортепьяно" за полуоткрытой дверью — характерный для Кадакеса пейзаж, а лежащие на стуле черешни заставляют вспомнить о ягодах, которые некогда Дали нарисовал на двери в Моли-де-ла-Торре, имении семьи Пичот. Затем рояль появляется в фильме "Андалузский пес", а потом — на двух картинах 1934 года: "Череп с лирическим отростком, опирающийся на тумбочку, у которого такая же температура, как в гнезде кардинала" и "Атмосферный череп, предающийся содомскому греху с роялем". Двумя годами позже, сразу после убийства Лорки, Дали напишет другую картину — "Женщины с цветами вместо голов, нашедшие на пляже оболочку рояля".

Одетые в длинные, светлые платья, чем-то напоминающие туники, эти три своеобразные грации вполне могут быть сестрами или подругами женщины, что в маске и головном уборе из роз прогуливалась по лондонскому Трафальгар-сквер; ее фотографию Дали поместил в своей "Тайной жизни". Три сюрреалистические женщины изображены на пустынном пляже, лишь вдали виднеются чайки. Головы их покрыты цветами, но это не розы, а, скорее, волшебные, ощетинившиеся колючками шарики платанов, что так завораживали Дали в детстве. Одна из граций подняла руку, словно приветствуя кого-то невидимого нам, другая держит мягкую виолончель, а третья — оболочку рояля; на песке у их ног валяется тромбон. Женские фигуры напоминают другую работу Дали — "Заколдованный пляж с тремя растекающимися грациями" (1938). Музыкальных инструментов на ней нет; у одной грации вместо головы — круглый камень, у другой — виднеющийся вдалеке, сквозь отверстие большой скалы, пейзаж; третья грация — не более чем теряющийся на песке абрис.

Рейнолдс Морз считает мягкую виолончель и оболочку рояля символами кастрации, но, возможно, перед нами претерпевшая некоторые изменения виолончель с картины "Вечерний паук... Надежда!" и рояль с картины "Череп с лирическим отростком...". Рафаэль Сантос Торроэлья интерпретирует картину "Атмосферный череп..." как намек художника на попытки Лорки соблазнить его. Дали говорил, что он никогда на это не соглашался, боясь болезненных ощущений. Но Сантос Торроэлья склонен относиться к этому утверждению недоверчиво. Скорее всего, Дали, делая публично это скандальное признание, воспользовался приемом сюрреалистов, считая их манеру выражаться наиболее подходящей для сокрытия истины: демонстративное выпячивание частичной правды оказывалось наиболее удобным способом умолчать об остальном. Так, например, столько рассказывая о Дулите, Дали никогда не называл ее настоящего имени, хотя почти все в Фигерасе знали ее. Он также никогда не говорил, кто была та женщина, на близость с которой он однажды толкнул Лорку, чтобы отвлечь поэта от притязаний на его собственную взаимность.