История искусства
История дизайна
 
Франция

Франция.

 

Родиной готической архитектуры была Франция, переживавшая в ХII-ХIII вв. блестя-щий расцвет. В центральной части Франции в XII в. была построена церковь аббатства Сен Дени. При ее строительстве были впервые применены каркасная конструкция и витражные окна. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (строился собор в Х1-ХIVв.) — знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика.

 

Нотр-Дам — это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек. Великолепен также и собор в Шартре, более всех готических соборов насыщенный скульптурой — число его статуй достигает 2000. Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знаменитый французский собор в Реймсе — месте традиционной коронации королей Франции. Замечательны статуи, украшающие западный фасад собора, особенно скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы».

 

Скульптура Реймского собора считается непревзойденным шедевром готической пластики. Самый знаменитый во Франции готический монастырь — Мон Сен-Мишель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Ла Мервей, что значит «чудо» или «диво». Почти одновременно с Реймским было начато строительство собора в Амьене (1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амъенский собор — самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его — 145 м, высота свода центрального нефа — 42,5 м. Вершиной развития так называемой «лучистой готики» (XIII в.) стала капелла короля Людовика IX Сен-Шапелъ в Париже. Она строилась как королевская церковь; в ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа». В XIII в. готика завоевала почти все области Франции, приобретя при этом на севере и юге страны специфические особенности.

 

Так, на севере Франции, в Нормандии, крупнейшим готическим храмом был Руанский собор, не уступавший по размерам Амьену и Реймсу, но сохранивший некоторые черты местной архитектуры, близкие к романскому стилю — мощную башню над средокрестием, а также высокие тяжелые башни на западном фасаде. На юге Франции, в Лангедоке, готическая архитектура приобрела крепостной характер — там часто использовались башни, напоминающие донжоны. Германия. Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют исключение). Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно высоки в немецкой готике башенные шпили..

 

Здания там часто строились из кирпича. Самый знаменитый готический собор Германии — Кельнский (начат в 1248 г., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменной массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи тоже имеют характерные изгибы в форме буквы 8. Скульптура Кельнского собора необычайно эмоциональна. Англия. Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков расцвета осталось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Кентерберийский собор — резиденция главы англиканской церкви; соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.).

 

Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные башни над средокрестием, но сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня. Место коронации, а также погребения английских королей — главный собор расцвета осталось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Вестминстерского аббатства в Лондоне — более остальных готических соборов Англии близок к французским образцам. Из гражданской готики Англии наиболее известен Вестминстерский дворец (XIV век).

 

Испания. Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской (арабской) архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо). Италия. Уже в конце XIII в. в Италии сложились условия для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская культура всегда была скорее светской, чем религиозной, и в большей степени городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы», в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской. Немногочисленные готические соборы Италии поражают своими «неготическими» особенностями. Таковы соборы Флоренции — Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария делъ Фъоре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня (кампанила).

 

Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана со всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор,  вмещающий до 40 000 человек, — самый большой из всех готических соборов Италии (конец XIV — начало XV в., строительство завершено в XIX в.), который имеет чрезмерно пышный скульптурный наряд. Уравновешенностью архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Мария Новелла (ХШ-ХIVв).

 

Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные палаццо, открытые галереи — лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции являются блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (ХIV-ХV вв.) и Дворец Ка д'Оро (XV в.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами, очень близкие по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры. В ХIV-ХV вв. готический стиль несколько видоизменился: это было время поздней (или пламе-неющей) готики. Позднеготические соборы имели сложный и замысловатый декор и обычно были перегружены узорами и резьбой. Характерные особенности средневековой культуры В целом искусство конца Средневековья постепенно обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка — мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура.