История искусства
История дизайна
 
Готический стиль

Готический стиль в станах Европы, региональные стили.

 

Готический стиль, господствовал в Западной Европе в ХIII-ХIVв. Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение. Главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления — ратуши, бывшие символом независимости города.

 

Первые готические соборы появились в Северной Франции, а затем быстро распространились по странам Западной, Центральной и Северной Европы; после крестовых походов готика проникла в Сирию, на острова Кипр и Родос. Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. - введение стрельчатой арки. В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный тип храма. Но в отличие от романского храма, в основе готического здания лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта система основана на крестовом нервюрном своде (нервюры — образующие свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах, или столбах) и внешних опорах — контрфорсах (специальных под¬порных столбах уступчатой формы).

 

Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение (вся тяжесть здания концентрировалась теперь не на стене, а на контрфорсах и аркбутанах) и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены. Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь. Важная деталь готического собора — огромные окна, которые как бы заменили стены и за-полняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Все внутреннее пространство храма благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета.

 

Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный — капелла Сен-Шапель в Париже: в ней 146 окон с 1359 различными витражными картинами. Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними — «готическая роза».В отличие от романского собора с его четким планом готический собор часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось и декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно западный),а также интерьер храма.