История искусства
История дизайна
 
Романский стиль

Романский стиль.

 

Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусством, т.е. существовало в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей. В X веке, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романс¬кий стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также — с византийским.

 

Хотя термин «романский» и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен. Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Византийское влияние особенно сказалось в архитектуре базилики, наиболее распространенной форме храмовых построек. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.

 

Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной эпохи, эпохи разобщенности и раздробленности, войн и набегов. основное создание романского стиля — это замок-крепость. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню — донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны.

 

Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульптурой, фресками и мозаикой, а окна — витражной живописью. Наибольшее распространение в Х-ХП вв. получили 3-5-нефные постройки с трансептом и крестовым или цилиндрическим сводом. Внешний вид романского храма прост и суров. Композиционным центром его служила башня, увенчанная шпилем, которая устанавливалась над средокрестием.

 

Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. Именно там проходили основные пути паломничества к святым местам, в Палестину. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива находилась в руках монастырей. Поскольку узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и с высоким центральным нефом.

 

В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем. Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы — редкими и узкими. Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это — церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры — церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.

 

Во французской романике сложилось несколько местных школ. Так монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором — школа Пуату, строгой отделкой — нормандская школа. Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина — 127 м, ширина — 40 м). Монастырская церковь в Клюни, не сохранившаяся до нашего времени, представляла собой пятинефную базилику с двумя трансептами и очень длинным нартексом, с высоким центральным нефом (30 м), с восемью башнями и мощными контрфорсами. Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой.

 

Таковы знаменитые прирейнские соборы — наиболее совершенные образцы романского зодчества в Германии: собо¬ры в Вормсе, Майнце и Шпейере. Они неоднократно перестраивались, а самой отличительной их чертой является грандиозность и пышность. Замечательные памятники романской архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция. Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское и римское влияние.

 

Она более естественна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор Св. Марка . Собор Св. Марка, созданный по образцу византийских церквей, был важнейшим религиозным и государственным центром Венецианской республики. Он имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками. Центр Тосканы — Флоренция — создал собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской церкви Сан Миньято алъ Мойте (конец XI в.).

 

Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе — шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистери1 и колокольню. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в период строительства, Чтобы воспрепятствовать падению башни, ее последний ярус, построенный в 1801 г., был несколько смещен в сторону, противоположную наклону башни.

 

В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощущалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мозаичное убранство. Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных влияний. Испанские дворцы и храмы напоминают крепостные сооружения. Влияние восточной архитектуры выразилось в применении ребристого свода и подковообразных арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской романики являются Дворец Алькасар в Сеговии (IX в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (XI в.). Специфической особенностью романского стиля в Англии было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность (до 170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

 

При короле Вильгельме Завоевателе (XI в.) был воздвигнут Лондонский Тауэр, в котором роль донжона играла знаменитая Белая башня. Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скульптуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда значительно превосходила по размерам другие фигуры.

 

Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Весьма своеобразна немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей церкви Св. Михаила в Гилъдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания (XI в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой.

 

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов).

 

От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г. Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она также, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).