Мифический и магический мир Сальвадора Дали
Лорка для Дали — обретенное воплощение брата
Первая смерть Сальвадора Дали
Маэстро любил порассуждать о таинственной загадке
Франция — самая рационалистическая из всех стран мира
Сальвадор Дали появлялся на свет дважды
Все живое старается воспроизвести себя во времени
Сверх-Я
Даже боги нуждаются в верующих
Борьба с другим Сальвадором Дали
Гала в костюме "изысканного трупа"
Противоречия
Желание стать Наполеоном
Почти уверенный в том, что сошел с ума
Неудержимое желание сразу состариться
Гениальность Сальвадора Дали
Вторая смерть Сальвадора Дали
Подлинные даты рождения и смерти
Кеведо говорит об искусстве Веласкеса
Битва при Тетуане
Рассказ о трагическом фарсе Лорки
Драма Дали
Веласкес для Дали
Дали взял верх в сердце отца
В такие мгновения я бы не поменялся местами и с Богом
Первые зрители выходок Дали
Дали и Гала возвращаются
Дали по-прежнему ведет себя вызывающе
Внутриутробный рай
Стихотворение Альберти
Изгнание из первоначального рая в бренный мир
Рождение Божественного Дали
Ненаглядный, чего ты хочешь?
Сальвадор Дали и Сальвадор Дали
Один из этих стереотипов
Я в возрасте десяти лет, когда я был ребенком-кузнечиком
Из-за отца многие мои порывы оказались обречены
Случай с рыбкой
Призрак зова плоти
Ребенок-кузнечик
И всюду костыли, костыли, костыли...
Интервью "Плейбою"
Одержимость Дали костылями
Глубокоуважаемый Дали
Вечерний паук... Надежда!
Обличье ужасных существ
Связь между двумя Дали
Самый одинокий человек на свете
Борьба с самим собой
Дали звали "польский художник"
 
Самый одинокий человек на свете

Говорят, что Дали — самый одинокий человек на свете. Утверждение это банально, потому что каждый из нас — самый одинокий человек на земле. Человеческая судьба и индивидуальность зависят от того, насколько наше одиночество отличается от одиночества других. Будучи не в состоянии положить конец своему одиночеству, Дали пытается заключить с ним перемирие и пишет в 1963 году "Портрет моего умершего брата". Картина эта относится к периоду, когда Дали пластически экспериментировал с третьим пространством, используя математические теории Джералда Остера, муаровую ткань и оболочку раковины, в которой образуется жемчуг. "Вместе с доктором Остером, — писал Дали, — мы открыли, что микроскопические геометрические структуры муара оказывают на глаз то же воздействие, что и ЛСД. Таким образом, люди, стоящие перед картиной Дали, будут наркотизированы с поистине иезуитским лицемерием — ведь эти структуры невооруженному глазу незаметны, но они оказывают воздействие на те же участки головного мозга, на которые химически воздействует ЛСД". По поводу этой картины Дуан Эйде говорит, что изображение другого Сальвадора Дали напоминает ему сильно увеличенную газетную фотографию; он прав, но фотография не увеличена.

На серо-голубоватом фоне крупным планом — лицо первого Сальвадора Дали Доменеч, выполненное в манере пуантилизма, где вместо точек — шляпки обойных гвоздей. Портрет выполнен сепией, оттенок которой — нечто среднее между высохшей кровью и старым серебром. Это не семилетний ребенок и не двадцатидвухмесячный младенец. Перед нами скорее подросток с замкнутым выражением липа, несколько напоминающий одну из известных фотографий молодого Пикассо. Линия спускающихся на лоб волос похожа на летучую мышь с раскрытыми крыльями. Поскольку в Каталонии летучую мышь называют "плачущей мышью", в этом образе нетрудно угадать умирающую крысу, обнаруженную когда-то в курятнике Моли-де-ла-Торре. Умерший брат также ассоциируется тут с ежом, поедаемым червями, поскольку его атакуют вооруженные дротиками пигмеи с остроконечными черепами. Фигуры, изображенные слева, ассоциируются с "Размышлением об арфе" и, безусловно, с "Анжелюсом", но об этом речь пойдет дальше.