История искусства
История дизайна
 
Римская культура

Италия была вторым после Греции важнейшим культурным регионом I тысячелетия до н. э. Римское государство вело почти беспрерывные войны, что безусловно повлияло на характер римской культуры. История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

 

1. Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.).

2. Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.).

3. Римская республика (Ш-1 вв. до н.э.).

4. Расцвет Римской империи (1-Пвв. н.э.).

5. Упадок Римской империи (III-Vвв. н.э.).

 

КУЛЬТУРА ЦАРСКОГО РИМА

 

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Этруски и их культура Из многочисленных племен, населявших древнюю Италию, высококультурным народом были этруски. Расцвет этрусской культуры в Италии приходится на VI-V вв. до н.э., после чего под ударами все усиливающегося Рима она постепенно приходит в упадок, а этруски ассимилируются латинянами. Они производили своеобразную керамику «буккеро»: сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц.

 

Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах. Этруски оставили после себя множество памятников культуры — остатки городов, которые имели регулярную планировку и мощеные улицы, инженерных сооружений (мосты, дороги, каналы и пр.), некрополей, гробниц, храмов на каменных фундаментах и др. Римляне многое переняли у этрусков: и мастерство художественной металлообработки, и искусство скульптурного портрета, и приемы строительной техники. Но, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

 

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ

 

Особое место в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте.

 

При последнем царе — ТАРКВИНИЙ ГОРДОМ — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба — Великая клоака (с1оаса maxima), которая служит «вечному городу» и поныне. в 510 г. до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого, а управление было объявлено «общенародным делом» - республика.

 

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 

Архитектура.

 

Зодчество было важнейшим видом искусства республиканского Рима. Хотя они и были связаны с этрусками (у которых римляне позаимствовали арку) и с греками (подарившими Риму ордера). Тем не менее, римская архитектура во многом отличалась от греческой. Опорой стала не колонна, как у греков а стена. Колонну рассматривали как часть декора. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский, причем последнему, как наиболее декоративному и зрелищному, они отдавали явное предпочтение. Римские храмы напоминали греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей).

 

Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю ан¬тичную архитектуру. Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов — храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. широкое применение арочных и сводчатых конструкций, колоннами украшались общественные здания, например, театр Помпея. Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигавшиеся в честь военных побед. Очень характерным типом римских сооружений яв¬лялись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров.

 

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум. Там была сооружена базилика Цезаря — трехнефное здание прямоугольной формы. На Форуме также был возведен храм в честь Венеры. В архитектурном облике Рима и городов провинций важнейшую роль играли сооружения общественного назначения: храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, бани (термы), базилики и пр.

 

Скульптура.

 

В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах имеется индивидуальность и попытка передать конкретный образ. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Памятники римской скульптуры 11—1 вв. до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый «Брут», выполненный из бронзы. Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.

 

Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа. приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного стиля" (2-я половина 2 - нач. 1 вв. до н.э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно-перспективном" стиле (80 - 30-е гг. до н.э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровая или мифологическая сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ В конце I в. до н.э. римская аристократическая республика уступила свое место монархии, императорской эпохе, искусст¬во которой главную свою задачу видело в прославлении римских цезарей (императоров).

 

Культура «века Августа»

 

В правление первого императора ОКТАВИАНА АВГУСТА римская культурапереживает свой «золотой век». Изобразительные искусства и архитектура времен Августа служили целям возвеличивания Рима. В городе был построен новый Форум — самый крупный и знаменитый, главным сооружением которого стал храм Марса Улътора. воздвигнут великолепный храм Аполлона. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции — таков портик Октавии или большой каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии.

 

Замечательным достижением римской строительной техники был храм всех богов — Пантеон в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м. В центре купола находится круглое «окно» — «глаз Пантеона», как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен. Развитие архитектуры вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии.

 

Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. В Риме воспроизводились также образцы греческой скульптуры и настенной живописи, но их отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала. Такова мраморная статуя Августа из Примапорты. КУЛЬТУРА 1-II ВВ. Н.Э. Одним из важнейших явлений культурной жизни Рима 1-11 вв. было появление и распространение христианства, сыгравшего исключительную роль в истории мировой культуры. Императоры-преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме ТИБЕРИЙ построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при КАЛИГУЛЕ).

 

Почти полностью перестроил центр Рима НЕРОН: после сильного пожара 64 г. н.э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона) император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. ФЛАВИЙ ВЕСПАСИАН начал строительство амфитеатра, (Колизей).

 

В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок-входов. В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во втором — ионического, а в третьем — коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи.

 

На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д. К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно-, трех- и пятипролетные, которые сооружались в честь императоров. В Риме сохранились только арки Тита — монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г. н.э.), Селтимия Севера (III в.) и Константина (IV в.)..

 

Императоры ранней Римской Империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего АПОЛЛОДОРА. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора и два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим.

 

В глубине Форума высилось еще одно грандиозное сооружение — базилика Ульпия — здание для судебных заседаний. Достопримечательностью Форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн Рима. Ее высота — почти 27 м. При императоре АДРИАНЕ, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колон¬нами. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон — один из прекраснейших памятников античности Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Одна из них — конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

 

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Самыми великолепными из римских бань были термы императора Каракаллы (III в. н.э.). Отделанные мрамором и богато украшенные, они состояли из комплекса зданий, окруженных портиками, садами, стадионами, бассейнами и библиотеками. Термы Каракаллы располагались на площади в 11 га. В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и многочисленных провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях.

 

Особое место в истории древнеримского и всего мирового искусства занимает скульптурный портрет, ведущий свое происхождение от римской традиции отливать восковые маски с лиц умерших. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности РИМСКАЯ КУЛЬТУРА III-V ВВ.Н.Э. Начиная с третьего столетия Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. гражданские войны. Кризисные явления затронули и культуру. Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений.

 

Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана. Художник должен был отображать не реальное, а только внутреннее, т.е. душу. Эта тенденция проявилась в знаменитых фаюмских портретах из Египта. Фаюмские портреты — это живопись восковыми красками на деревянной доске или холсте. В них явственно проступают такие черты позднеримского искусства, как интерес к индивидуальности и отображение внутреннего мира человека. Позднеримское искусство символично — статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела.В 395 г. Римская держава была разделена на Западную и Восточную.