История искусства
История дизайна
 
Древнегреческая скульптура, живопись

Древнегреческая скульптура, живопись, вазопись.

 

К VIII в. до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной (терракота), затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее — изготовляться из мрамора. В VII-VI вв. до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши — куроса и задрапированной в длинные одежды девушки — коры. До нашего времени сохранилось несколько десятков таких статуй. В статуях куросов чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры.

 

Эти статуи всегда ста тичны, строго симметричны и фронтальны: руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек — кор — отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися. Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой. Примитивный геометрический узор постепенно уступил свое место изображениям людей и животных.

 

Стиль искусства вазописи VII в. до н.э. называют ориентализирующим, т.к. мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах — это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. Главными центрами керамического производства были Афины и Коринф. В VI, в. до н.э., греческая керамика начинает освобождаться от восточных влияний — возникает новый, черно-фигурный стиль.

 

Изображение на вазах этого стиля исполнено черным лаком по красноватой глине. Геометрический узор заменяется сценами бытовыми, взятыми из жизни. К концу VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется более сложным красно-фигурным, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинянином ЭКСЕКИЕМ на мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости». Знаменитыми были и имена Клития («ваза Франсуа» с изображением персонажей греческой мифологии) и АНДОКИДА, «Еврония и Ертимида». Скульптура.Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть.

 

Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы — совсем не главные части фигур в скульптуре греков.. В начале V в. до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа «Тираноубийцы Гармодий и Аристоттон». Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая «Статуя возничего» из г. Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряженность статуи, все же поза ее более естественна, чем у застывших архаических куросов. Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов — Фидия, Мирона и Поликлета. ФИДИЙ - фриз Парфенона, выполненный Фидием и его учениками.

 

На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними — метопы. Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображающими битвы греков с амазонками, лапифов — с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов; причем из более чем 500 фигур, представленных на фризе, ни одна не повторяет другую.

 

Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. В Парфеноне в зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. из чистого золота была изготовлена одежда богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни — сапфиры. Идеал человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского для храма в Олимпии.

 

Эта статуя причислялась к «семи чудесам света», ее высота —14 м. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Обе статуи работы Фидия не сохранились. Фидием была создана и великолепная скульптура, размещенная на фронтонах Парфенона. ФиДию принадлежит еще одно скульптурное изображение этой богини — Афина-Воительница (Промахос). 12-метровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копье, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном.

 

Два великих современника Фидия, Мирон и Поликлет, прославились созданием статуй атлетов-победителей. МИРОН, работавший в Афинах в середине V в. до н. э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статуя «Дискобол», воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. — ПОЛИКЛЕТ из АРГОСА, автор известных статуй Геры, «Раненой амазонки» и «Дорифора» (Копьеносца).

 

Поликлет был теоретиком искусства — он определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате «Канон». Воплощением канона в пластике и была статуя «Дорифора». Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а пря мая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны. Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии. Живопись и вазопись. Среди греческих художников V в. до н.э. выделяются Полигнот, Апполодор и ПАРРАСИЙ.

 

К сожалению, их живописные произведения до нашего времени не дошли, сохранились лишь описания современников. Зато сохранились прекрасные образцы вазовой росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве их создателей. Крупнейшими вазописцами ранней греческой классики были ЕВФРОНИЙ и Евтимид, работавшие в технике краснофигурной росписи которая в отличие от чернофигурной позволяла лучше пе¬редать объем композиции и четче обозначить детали. Сюжеты картин на греческих вазах в основном взяты из мифологии, но в V в. до н.э. растет интерес живописцев к сценам из повседневной жизни.

 

Скульптура.

 

Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции —драматический пафос, особый лиризм и грациозность.

 

Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. — Скопас, Праксителъ и Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские. СКОПАС обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. «Менада» (Вакханка), Скопас изобразившего битву греков с амазонками — «Амазономахию» на фризе Галикарнасского мавзолея Младший современник Скопаса ПРАКСИТЕЛЬ ваял главным образом олимпийских богов и богинь. его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом опираются на опоры. Самая знаменитая статуя Праксителя — «Афродита Книдская» — прообраз многих последующих изображений богини любви.

 

Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Стремление передать многообразие характеров — основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. — ЛИСИППА. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македон¬ского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене». ЛЕОХАР— «Аполлон Велъведерский». КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (КОНЕЦ IV в„ — КОНЕЦ I в. до н.э.) Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского.

 

В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств —представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции. Скульптура. Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности — эти черты были унаследованы им от восточных монархий.

 

То, что составляло когда-то славу греческой классики, — чувство меры и гармонии —было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов.

 

Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности. Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре - новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли — гигантами.

 

«Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену». Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения. Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы АГЕСАНДРА — «Афродита Милосская» (II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами АГЕСАНДРОМ, АФИНОДОРОМ и ПОЛИДОРОМ (I в. до н.э.). Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа ХАРЕС ИЗ ЛИНДА.