История искусства
История дизайна
 
Архитектура античной Греции

Особенности искусства античной Греции: архитектура.

 

Греческая культура развивалась стремительно: всего за два-три столетия она проделала огромный путь от архаики до классики. История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы:

 

1. Крито-микенский (эгейский);

2. Гомеровский;

3. Архаический;

4. Классический;

5. Эллинистический.

 

Крито-микенская культура. Под крито-микенской, или эгейской, культурой понимается культура бронзового века (III-II тыс. до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (остров Крит) и в некоторых местах материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос и др.). Эгейская культура отличалась большим сходством с культурой Древнего Востока, особенно Египта. Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. Знаменитый Кносский дворец царя Миноса своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворами. Подземные помещения этого дворца в древности называли Лабиринтом, а греческие мифы сделали его местом обитания Минотавра — получеловека-полубыка. Самой известной достопримечательностью Кносского дворца была великолепная фресковая живопись, украшавшая его стены, а также замечательные керамические вазы с растительными и морскими (изображения осьминогов, моллюсков, рыб) мотивами.

 

Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Греки-ахейцы строили мощные оборонительные сооружения: символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадров. Монументальную архитектуру Микен, Тиринфа и Трои—историки назвали циклопической: ведь согласно греческим мифам создателями ее были одноглазые великаны — циклопы. Мощные стены Микен имели несколько ворот, самые знаменитые из которых— «Львиные ворота», украшенные скульптурным рельефом, изображающим двух львиц.

 

Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или ТОЛ0СЫ. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон — зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен. Культура гомеровского времени (Х1 -1Х ВВ. ДО Н.Э.). Практически единственным источником наших представлений о культуре этого времени является гомеровский эпос — поэмы «Илиада» и Одиссея», автором которых считается ГОМЕР.

 

Данные археологии подтверждаот свидетельства гомеровских поэм о том, что в то время в Греции отсутствовали монументальная архитектура и письменность, а греки жили родоплеменным строем. Это означает, что по сравнению с крито-микенской эпохой Греция в своем социальном развитии сделала значительный шаг назад. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. начинается интенсивное развитие античного общества, и Греция далеко обгоняет соседние страны. Искусство в гомеровскую эпоху было развито слабо. Некоторое развитие получило лишь изготовление керамики и вазовая роспись. В последней господствовал так называемый геометрический стиль — схематический, однообразный узор, располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда. (дипилонские надгробные амфоры. Что касается архитектуры, скульптуры и других видов изобразительного искусства, они начнут интенсивно развиваться в Греции в следующий, архаический, период. Архаическая культура (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) Изобразительное искусство и архитектура. Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохра¬нялся за пластическими видами искусства — архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

 

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения. В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический.

 

Разновидностью последнего был коринфский ордер. Характер двух главных ордеров ассоциировался с ос¬новными ладами античной теории му¬зыки: строгим дорийским и радостным ионийским. . Дорическая колонна — строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками — каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки — эхина и квадратной плиты — абака. Архитрав1 был простым и гладким, фриз образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

 

Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела профилированную базу, была легче и тоньше дорической, а каннелюры были более глубокими. Капитель ионической колонны имела характерное украшение, напоминающее по форме рога барана и называвшееся волюты. Фриз ионического храма — сплошной, без деления на метопы и триглифы. В V в. до н.э. в греческой архитектуре появился коринфский ордер — пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

 

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы (святилище Артемиды в Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света» , храм Геры на о. Самос, храм Аполлона в Дидимах (Малая Азия) и др.) Необходимо особо отметить такую черту греческой архитектуры, как антропоморфизм, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (отсюда атланты и кариатиды). Архитектура тесно соседствовала и взаимодействовала со скульптурой. К VIII в. до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной (терракота), затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее — изготовляться из мрамора. В VII-VI вв. до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты.

 

Культура высокой классики. (V В. ДО Н.Э.) Классическая эпоха — вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции. В V в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился в Афины. Известный вождь афинской демократии ПЕРИКЛ (444-429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире. Архитектура. В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

 

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна. Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники того времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для раз¬мещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны и фризы. Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разно¬образны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами.

 

Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы. В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной; храм Зев-са в Олимпии со скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме..

 

Особое место в истории греческой архитектуры занимает храмовый анансамбль Афинского Акрополя — самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в период греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: КАЛЛИКРАТ, МНЕСИКЛ, ФИДИЙ . Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами (Пропилеи (архитектор МНЕСИКЛ)) посетитель попадал на площадь, в центре которой была статуя богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали кариатиды. Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон, построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - его создатели Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого рельефа также принимал участие Фидий.

 

Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь лишь постепенно открывался вид на каждое здание. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (КОНЕЦ IV в„ — КОНЕЦ I в. до н.э.) Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского. В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу.

 

Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств — представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции. Архитектура. Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приема наличием удобств превосходила средневековый Париж.

 

Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали территорию храма. Повсюду возникают каменные театры . В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер. Храм Аполлона — это гигантское здание (116 х 52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду, представлявшее образец классического диптера. Появились отдельные образцы нового стиля — псевдодиптеры, например, храм Артемиды в Магнесии.

 

Псевдодиптер широко использовался впоследствии в римской архитектуре Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям— алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи — алтарю Зевса в Пергаме (II в.до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры — 36 х 34 х 5,6 м) и украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей: Спецификой эллинистической архитектуры было появление нового типа общественных зданий — библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и-др. городах) и сооружений научно-практического назначения — Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах.

 

Самым выдающимся было творение СОСТРАТА ИЗ КНИДА (III в. до н.э.) — морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Он представлял собой трехъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металличес¬кими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.

 

Архитектура.

 

Если в эпоху высокой классики центром монументальной архитектуры были Афины, то в IV в. до н.э. центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период своего расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил, в частности, талантливый зодчий ПИФЕЙ, построивший в городе Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей, — грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе. 24-ступенчатая трехъярусная мраморная пирамида высотой 49 м, увенчанная скульптурой, изображающей четверку коней в упряжке — квадрига. Храм Артемиды в городе Эфесе. В зодчестве 4в. До н. э. ведущую роль играли уже не храмовые сооружения, а постройки светского характера: театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль был построен в городе Эпидавре: он включал храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и театр, шедевр выдающегося зодчего ПОЛИКЛЕТА-МЛАДШЕГО.