Мифический и магический мир Сальвадора Дали
Лорка для Дали — обретенное воплощение брата
Первая смерть Сальвадора Дали
Маэстро любил порассуждать о таинственной загадке
Франция — самая рационалистическая из всех стран мира
Сальвадор Дали появлялся на свет дважды
Все живое старается воспроизвести себя во времени
Сверх-Я
Даже боги нуждаются в верующих
Борьба с другим Сальвадором Дали
Гала в костюме "изысканного трупа"
Противоречия
Желание стать Наполеоном
Почти уверенный в том, что сошел с ума
Неудержимое желание сразу состариться
Гениальность Сальвадора Дали
Вторая смерть Сальвадора Дали
Подлинные даты рождения и смерти
Кеведо говорит об искусстве Веласкеса
Битва при Тетуане
Рассказ о трагическом фарсе Лорки
Драма Дали
Веласкес для Дали
Дали взял верх в сердце отца
В такие мгновения я бы не поменялся местами и с Богом
Первые зрители выходок Дали
Дали и Гала возвращаются
Дали по-прежнему ведет себя вызывающе
Внутриутробный рай
Стихотворение Альберти
Изгнание из первоначального рая в бренный мир
Рождение Божественного Дали
Ненаглядный, чего ты хочешь?
Сальвадор Дали и Сальвадор Дали
Один из этих стереотипов
Я в возрасте десяти лет, когда я был ребенком-кузнечиком
Из-за отца многие мои порывы оказались обречены
Случай с рыбкой
Призрак зова плоти
Ребенок-кузнечик
И всюду костыли, костыли, костыли...
Интервью "Плейбою"
Одержимость Дали костылями
Глубокоуважаемый Дали
Вечерний паук... Надежда!
Обличье ужасных существ
Связь между двумя Дали
Самый одинокий человек на свете
Борьба с самим собой
Дали звали "польский художник"
 
Даже боги нуждаются в верующих
Подчеркнем, что Дали бессознательно стремится не видеть комету, хотя сам этого не понимает. Предположение, что сверкающая звезда покончит с жизнью на Земле, встречается взрослыми скептически, но ребенок, который, как Дали, страстно обожает самого себя, испытывает ужас перед непонятной и, быть может, неотвратимой катастрофой, о чем художник напишет через тридцать лет. Ему кажется, что его другое "я", отошедшее в мир иной и превратившееся в планету — силу космическую и сверхъестественную, грозит уничтожить его или ослепить своим сиянием. А слепота была для него равносильна смерти, потому что если в трехлетнем возрасте он мечтал только о том, чтобы стать поваром, в пятилетнем — о славе Наполеона, то в шесть — только о том, чтобы превратиться в Сальвадора Дали, в Дали Божественного, Дали-художника. Ослепнув, он оказался бы лишен возможности самореализации и умер бы.

Однако даже боги нуждаются в верующих, которые, отправляя религиозные культы, подтверждали бы факт их существования. Для того чтобы постоянно утверждаться в собственном существовании, Сальвадор Дали должен был оспаривать отца у своего умершего тезки, отца, который зачал их обоих и который — не будем этого забывать — до болезненности был предан памяти первенца и постоянно молчаливо сравнивал с ним своего второго сына. Ни сам Дали, ни один из переводчиков "Тайной жизни" не обратили внимания на явное логическое противоречие в рассказе о комете. Сначала автор говорит: "Все, кроме меня, кинулись вверх по лестнице, чтобы посмотреть на комету". Когда же он в конце концов собирается с духом, чтобы последовать за всеми на крышу, то сталкивается с сестрой, а отец, "находившийся за моей спиной", как говорит Дали, видит, как мальчик бьет ее ногой. Но нотариус не мог выйти из комнаты раньше сына, чтобы затем оказаться у того за спиной.

Противоречие тем более очевидно, что все это описано в одном абзаце. Из рассказа Дали вытекает, что ребенок ударяет Ану Марию ногой, бессознательно преследуя двойную цель: "убить" мертвого брата и — благодаря плачу сестры — привлечь к себе внимание отца. Таким образом он расправляется со своим другим "я", которое в тот день приняло для него облик кометы Галлея, и вдобавок узнает, что слезы его пугают родителей и что он вполне может держать их в руках, о чем Дали никогда не забудет, пользуясь их слабостью, где только возможно.