История искусства
История дизайна
 
Изобразительное искусствово Древнего Египта

Изобразительное искусство Древнего Египта.

 

Скульптура и живопись Древнеегипетская скульптура, также как и архитектура, была связана с заупокойным культом, скульптура понималась как местопребывание души умершего, и ее обычно располагали в храмах или гробницах. Основными образами египетской скульптуры были боги и царствующие фараоны. В период Древнего Царства скульптура, как правило, была предельно обобщенной и идеализированной. Так, фараонов обычно изображали в состоянии расцвета жизненных сил, с бесстрастными лицами и в позе величавого спокойствия. Лишь статуи — двойников фараона — отличались известным реализмом.

 

Наряду с сидящими скульптурными изображениями фараонов и вельмож или писцов в древнеегипетской скульптуре встречаются и стоящие статуи. Для всех типов фигур были характерны определенные, канонические требования Так, стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Одежда стоящих скульптур также должна была подчиняться определенным правилам: одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, а женщин — из длинного, облегающего тело прямого платья. Материалом для статуй служили дерево, гранит, базальт, песчаник, известняк и другие породы. Обычно статуи раскрашивались, причем мужские фигуры — в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. Волосы всегда были черные, а одежда — белая.

 

Канонические требования предъявлялись и к рельефным изображениям: голова и ноги фигуры всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь — в фас. В настенных росписях к особенностям изображения профиля и фаса присоединялись требования изображать фигуру фараона крупнее всех остальных. Но следует заметить, что правила канона распространялись только на изображения фараонов и вельмож, в фигурах же людей рангом пониже скульпторы, как правило, свободно передавали ракурсы и движения. Египетские художники довели искусство скульптурного портрета до высокого мастерства. Сохранилось немало прекрасных статуй эпохи Древнего Царства: фараона Хафра, зодчего Хемиуна, деревянная статуя жреца Еаапера, называемая «Сельский староста», статуя писца Каи, царевича Рахотепа и его жены Нофрет. А самой знаменитой скульптурой Древнего Царства является высеченный из целой скалы гигантский Сфинкс из Гизы. Его размеры столь велики (длина 57 м, высота 20 м), что между лапами лежащего льва с головой человека в XVI в. до н.э. был построен храм, не сохранившийся до настоящего времени.

 

Рельефы Древнего Царства представляют собой обычно раскрашенные плоские рельефы (барельефы). Сюжеты их связаны либо с заупокойным культом (изображение различных обрядов, сцен оплакивания, загробной жизни и т.д.), либо с прославлением военных и прочих подвигов фараонов, либо с изображением животных. В эпоху Среднего Царства в скульптуре все более явственно проступают реалистические черты. Таковы, например, статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, отличающиеся передачей точных черт лица и характера изображаемого. Наивысшего расцвета египетское искусство ваяния и живописи достигло в эпоху Нового Царства. Главную роль начинают играть фиванские мастера, украсившие многочисленные храмы статуями, рельефами и настенными росписями. Статуи царицы Хатшепсут, скульптурные портреты фараона, Аменхотепа III, статуи бога Осириса из храма Хатшепсут и др.


Амарнское искусство.

 

Новые веяния в художественном творчестве Древнего Египта проявились в искусстве Амарнского периода (так искусствоведы назвали кратковременный — около 25 лет — расцвет египетского искусства во время правления фараона Эхнатона — XIV в, до н.э.). Этот правитель провел религиозную реформу, суть которой сводилась к запрету культов старых богов и замене их культом одного бога солнечного диска — Атона. Фараон-реформатор покидает Фивы — оплот культа Амона — Ра и переезжает со своим двором во вновь отстроенную столицу — Ахетатон. Переворот Эхнатона оставил заметный след в искусстве Древнего Египта, выразившийся прежде всего в отходе от обязательных требований канона и от любви к «земной жизни». Рельефные и живописные полотна из царского дворца в Ахетатоне изображают фараона, его жену Нефертити и их дочерей в непринужденной обстановке, фигуры их необычайно свободны, позы — естественны, а образы — необыкновенно лиричны.

 

Особенно хороши два неоконченных скульптурных портрета царицы Нефертит. Именно эти портреты Нефертити причислены к шедеврам мирового искусства. В искусстве Амарны также впервые появляется пейзаж, прославляется красота природы. Необыкновенный взлет амарнского искусства продолжался недолго и закончился сразу после смерти Эхнатона возвращением к прежним традициям и почитанию старых богов.