Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Образная драматургия
«Тайная вечеря» (1955) из Вашингтонской национальной галереи. Построение композиции картины свидетельствует о геометрическом рационализме и неодолимой вере в сакральную силу числа, спасительную совершенную форму, которая для художника являла олицетворение духовной гармонии, нравственной чистоты и величия. Предстающая взору зрителя сцена блестяще срежиссирована живописцем. При внешней сдержанности сопряжения серебристо-серой и золотисто-охристой цветовой гаммы, благодаря жесткости композиционной структуры в сочетании с неземным свечением, постепенно распространяющимся по живописной поверхности, «Тайная вечеря» обладает магнетическим, завораживающим действием на зрителя, особой эпической выразительностью. В ней присутствует и определенная космичность мировосприятия художника.

Образная драматургия содержания картины может ощущаться и восприниматься по-разному, хотя, на наш взгляд, наибольший интерес представляет трактовка, данная Завадской, которая писала: «В нем воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение. В центре большого горизонтального полотна (167Х Х288) изображен Христос в трех ипостасях. Как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду, то есть крестится водой или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции «Вознесения» — возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — это рождает ассоциацию с евангельским текстом, содержащим просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: «Чашу мимо пронеси».

К этому ряду произведений примыкает и «Распятие», созданное годом раньше «Тайной вечери», хотя экзальтация достигается там иными образно-пластическими и чисто живописными средствами. В «Распятии» опять фигурирует Гала, в облике которой воплотилась не столько мольба, сколько духовное самосозерцание. Образ жены художника вызывает здесь чувство преклонения и восхищения. Он поражает своей величавостью, возвышенностью. Эта работа, пожалуй, больше других напоминает об испанской традиции, и прежде всего о Сурбаране и Веласкесе. При всей сюжетной немногословности картина воспринимается подобно торжественному хоралу.