Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Значительные работы мастера
Сегодня пока затруднительно выделить наиболее значительные работы мастера за послевоенное время, которые пришлись на оставшуюся часть его жизни. Ограничивая свой выбор устоявшимися оценками и часто воспроизводимыми произведениями великого художника, назову самые широко известные из них: картины «Мадонна Порт-Льигат», «Христос св. Иоанна на кресте», «Тайная вечеря», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Вселенский собор», «Апофеоз доллара», «Атомная Леда», гравюры по мотивам поэзии Ронсара и Аполлинера, литографии к «Дон Кихоту» Сервантеса, акварели к «Божественной комедии» Данте, иллюстрации к «Фаусту» Гёте, серии «Хиппи», «Тавромахия», «Мифология», графический цикл на библейские сюжеты...

В послевоенные годы в творчестве мастера все отчетливее вырисовываются идеи поиска духовной истины, «поиски жизни ради самой жизни». Обращаясь к библейским, историко-мифологическим сюжетам, Дали превращает известные мотивы в некие символы новой Веры. Его картины уже не те, что были прежде, они становятся иными по содержанию, меняются и их размеры. На смену маленьким, почти миниатюрным форматам большинства произведений довоенного и военного времени приходят крупномасштабные полотна, которые сродни монументальным росписям. Божественное начало в его религиозных аллегориях и притчах олицетворяет Гала. Она для него и мадонна, и сам Христос, вот почему даже в лике Иисуса проступают ее черты.

Одним из первых значительных полотен, созданных живописцем вскоре после возвращения в Испанию, является «Мадонна Порт-Льигат» (1950). В этой работе ощутимы отголоски его произведений, написанных в 30-е годы. Особенно заметны они в деталях, во множестве использовавшихся им в этот период реалий, символов, которые окружают мадонну-Галу с младенцем, восседающую на троне внутри некоей арки, подобной замочной скважине (мотиву, часто эксплуатировавшемуся сюрреалистами). Есть в этой картине что-то напоминающее барочные алтарные композиции. Произведение исполнено театральной торжественности и многозначительности. Оно поражает академической классичностью композиционного строя, выразительностью рисунка, экзальтированностью образа. «Мадонна Порт-Льигат» решена по принципу барочных монументальных росписей. Динамичным складкам одежд Галы вторят фрагменты тяжелых занавесей, расположенных в верхних углах картины. Их материальность и почти физически ощутимая тяжесть пьедестала-саркофага, помещенного на переднем плане полотна, акцентируют невесомость громоздкого трона, арочной архитектурной конструкции, будто воспаряющих в пространстве; отделяясь друг от друга, они словно возносят фигуру мадонны с младенцем.