Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Написаны сотни картин

В картине «искушение св. Антония» появляется уже целая вереница так называемых слонов Бернини, впереди которых вздыбленная лошадь, готовая вот-вот подмять под себя неподдающегося кошмарному видению Антония. Зловещая кавалькада животных всей тяжестью несомого на спинах слонов груза искушений и пороков словно с небес устремляется на противостоящего грехопадению отшельника, основателя христианского монашества. Изображенные на тонких паукообразных ногах животные как бы оторвались, не ощущая своего веса и ноши, от земной тверди, чтобы затем обрушиться на нее с новой силой.

 

И здесь, как во всех работах, важнейшее значение приобретает линия горизонта, будто разделяющая живописную поверхность на два образно-пространственных плана, — реальный и потусторонний, причем в воображении зрителя могут и, очевидно, должны возникать определенные их смещения и даже перестановка. Небо в картинах Дали несет в себе многоассоциативный смысл, который раскрывается не вдруг, сразу, а исподволь. Этот смысл он умышленно маскировал виртуозностью передачи состояния воздуха, плывущих облаков, прозрачностью и светоносностью, фотографической точностью их воспроизведения, иллюзиями реальности. Художник писал: «Небо... это его я искал, изо дня в день раздирая крепкую, призрачную, сатанинскую плоть моей жизни... Но где же оно, небо? Что оно такое? Небо не над нами и не под нами, не слева и не справа. Небо в сердце человека, если он верует. А я еще не верую и боюсь умереть, не обретя неба».

Сюжет этой картины был продиктован условиями конкурса, объявленного в 1945 году американским кинопродюсером Альбертом Левиным в связи с подготовкой к съемке фильма «Милый друг» по одноименному произведению Ги де Мопассана. И Левину была необходима живописная разработка на мотив «Искушения св. Антония». Одиннадцать художников приняли участие в конкурсе, среди которых были Пол Делво, Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Сальвадор Дали и др. Членами жюри конкурса являлись Альфред Барр, Марсель Дюшан и Сидней Джанис, автор вышедшего в свет в 1944 году эссе «Абстрактное и сюрреалистическое искусство в Америке». Победителем конкурса стал Макс Эрнст. В основе его творческой интерпретации сюжета была известная алтарная композиция Грюневальда, написанная в 1510— 1515 годах. У Дали же — обращение к барочным произведениям Бернини, скульптурам, обрамляющим порталы соборов, построенных по проектам великого итальянского архитектора и ваятеля.

Любопытно, что эта работа подписана так же, как и предыдущая, как будут подписаны и многие последующие творения живописца: «Гала. Сальвадор Дали».

Наконец в 1948 году, после долгих скитаний по свету, пребывания в Италии, многих лет, проведенных во Франции и США, художник возвращается на родину, в Фигерас. За последние четыре десятилетия им написаны сотни картин, созданы тысячи акварелей, рисунков, литографий, офортов, десятки скульптурных образов, произведения из стекла, ювелирные украшения, написаны книги, и в том числе «Дневник гения», множество теоретических эссе и трактатов, позади работа над фильмом Робера Дешарне «Невероятная история кружевницы и носорога»... Наследие Дали огромно, оно требует самого пристального внимания и подробного изучения.