История искусства
История дизайна
 
Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта.

 

Египетская цивилизация — одна из самых древних на земле. Она просуществовала, сравнительно мало изменяясь, почти три тысячи лет и создала замечательную культуру. Древнеегипетскую культуру принято подразделять на несколько этапов.

 

• Древнее Царство – III – IV династии (3000 – 2400 гг. до н. э.)

• Среднее Царство – XI – XIII династии (2100 – 1700 гг. до н. э.)

• Новое Царство – XVIII – XX династии (1584 – 1071 гг. до н. э.)

• Поздний Египет (1071 – 332 гг. до н. э.) 322 г. – захват Македонским.

• Эллинистический Египет (332 – 30 гг. до н. э.)

 

Архитектура Самыми величественными и впечатляющими памятниками древнеегипетской архитектуры являются знаменитые пирамиды — грандиозные усыпальницы фараонов. Сооружение пирамид — яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественность царской власти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и являются ее настоящим символом. Они свидетельствуют об удивительных познаниях древних египтян в области архитектуры и строительства, математики и астрономии и прочих науках.

 

В Древнем Египте возводились разные типы пирамид, вначале — ступенчатые (самая известная из них и к тому же самая ранняя — ступенчатая пирамида фараона Джо-сера в Саккаре — 28 в. до н.э.). Известны также пирамиды с ломаными гранями (например, пирамида в Дашу-ре). Большинство же пирамид в Египте — это правильные, пирамидальные сооружения классической формы, с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В ближайшем пригороде Каира — Ризе — находятся три величайшие египетские пирамиды, построенные фараонами IV династии — Хуфу (около 147 м в высоту), Хафрой (около 143 м) и Менкаура (около 66 м). Пирамиды в Гизе были построены в XXVII в. до н.э. Самая большая из них — фараона Хуфу (греки называли его Хеопс) — Сохранились имена архитекторов пирамид Хуфу и Джосера. Это — Хемиун и Имхотеп. Последний был в Египте обожествлен и считался покровителем ремесел, искусств и мудрости. В погребальные камеры внутри пирамид помещались не только саркофаги с мумией фараона, но и всевозможные вещи и предметы, могущие пригодиться ему в потустороннем мире. Как хорошо известно, египетские гробницы часто подвергались грабежам и опустошениям: воров привлекали находящиеся в них многочисленные драгоценности. Но грабители обязательно уничтожали и мумию, дабы она не ожила и не отомстила им.

 

Поэтому строители пирамид на случай утраты мумии всегда ставили в гробнице ее подобие — каменную статую двойника, имевшую черты портретного сходства с умершим фараоном. Таковы истоки реалистического скульптурного портрета, впервые появившегося в изобразительном искусстве Древнего Египта. Пирамиды — это не отдельно стоящие сооружения, а часть архитектурного ансамбля, включавшего в себя (кроме пирамид) еще пирамиды-спутницы (гробницы вельмож и сановников), а также заупокойные храмы.

 

Поминальные (заупокойные) храмы в эпоху Древнего Царства пристраивались к пирамиде с восточной стороны, а впоследствии (когда строительство пирамид прекратилось) они строились на берегу Нила, в то время как гробницу фараона вырубали напротив храма в скале. В древнеегипетской архитектуре известны два основных типа погребальных сооружений: надземные (пирамиды) и подземные (так называемые скальные гробницы). Первый тип был характерен для эпохи Древнего Царства, а второй — главным образом для Нового Царства. В эпоху же Среднего Царства существовал особый промежуточный тип, сочетавший в себе принцип небольшой пирамиды и скальной гробницы. Кроме усыпальниц древнеегипетская архитектура была представлена вели¬чественными храмами в честь многочисленных богов и фараонов, а также дворцами правителей.

 

Самые знаменитые из них были сооружены в эпохи Среднего и Нового Царства. Это — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-элъ-Бахри (XXI в. до н.э.) и заупокойный храм Аменемхета III в городе Иттауи. Усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой Храмовая архитектура Нового Царства отличается гигантскими размерами и необычайной роскошью отделки. Таковы, например, знаменитые фиванские храмы в честь бога Амона: Карнакский и Луксорский. Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила.

 

У входа в храм сооружались пилоны — высокие и плоские башни с наклонными стенами, перед ними высились обелиски, стояли статуи фараонов и богов. За пилонами находился колонный двор, за ним шел гипостиль (колонный зал). Капители древнеегипетских колонн имели характерную форму — либо связок папируса, либо бутонов лотоса. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества. Входить туда имели право только жрецы и фараон. В колонном зале Карнакского храма было 134 огромные колонны, каждая высотой в 20 м и диаметром 5 м. Стены и потолки храма были украшены многоцветными росписями, орнаментами и иероглифическими надписями. Кроме фиванских наиболее величественными храмовыми сооружениями эпохи Нового Царства были поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-элъ-Бахри, (Три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы, чем храм Ментухотепа I; богатейшая декорировка, широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.), и храмы Рам¬сеса II (в Абу-Симбеле) и Рамсеса III в. Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э. В эпоху Нового Царства египтяне отказались от строительства пирамид, и гробницы фараонов начали высекать в скалах а виде анфилад подземных помещении, Таковы знаменитые гробницы фараонов в Долине Царей в Фивах. Гробница Тутанхамона.