Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Дали раскрывается перед нами
Почти монохромный колорит картины обладает удивительным богатством тональных отношений, создающих эффект ирреального свечения живописной поверхности, отличающейся разнообразием фактурных комбинаций. Этот по-своему аллегорический образ завораживает романтической напряженностью, тревожной загадочностью, вызывая необъяснимое ощущение волнения, щемящее сердце сопереживание. «Испания» — выражение сложных и противоречивых чувств, мыслей о великом и драматическом прошлом своего народа, о трагических страницах истории страны, пережившей братоубийственную войну. В этой картине Дали предстает перед нами сострадающим, мучающимся, размышляющим о судьбах Испании. Но эмоционально-содержательный пафос полотна откликается эхом не только в душах и умах соотечественников художника, оно обращено ко всем людям независимо от их национальной принадлежности, неся в себе высокий общегуманистический смысл.

Так от произведения к произведению Дали раскрывается перед нами совсем иным, не похожим на стихийного бунтаря, самовлюбленного гения, паяца, дурачащего толпу, выходки которого преднамеренно заслоняли своей экстравагантностью, шокирующей абсурдностью истинное лицо художника. Конечно, он не гнушался сенсаций, которые позволяли ему быть в центре внимания публики, он играл на нее. Будучи по натуре человеком застенчивым, Дали пытался преодолеть самого себя, искал защиты от собственных комплексов в будоражащих, подогревающих обывательский интерес внешних причудах гения. Прикидываясь параноиком, художник не просто вводил в заблуждение своим сумасбродством публику, потешая ее, он вместе с тем отстаивал право оставаться самим собой, в глубине души презирая условности лицемерной добропорядочности, ханжество. Вот почему я не считаю нужным пересказывать анекдоты из жизни маэстро, несмотря на всю их сенсационную привлекательность и пикантность. Дали, сам потворствовавший их распространению, возможно, полагал, что были и небылицы придают его славе особый привкус непредсказуемости и демонизма. И все же великий маг искусства заслуживает самого серьезного отношения к себе, к его произведениям не на уровне бытовых сплетен, а на основе нравственного осмысления и профессионального анализа его творческого наследия в контексте общегуманистических проблем.