Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали восставал против безумного, безумного мира, в котором жил, через абсурд ратовал за торжество Разума, мучительно искал пути к Истине, видя в искусстве непреходящую ценность духовного очищения и преображения Человека, божественное начало Любви и Веры. Его творчество, говоря словами Байрона, из ужаса рождало дерзание. Подтверждением этому является од-* но из самых замечательных полотен живописца 30-х годов «Испания» (1938) из музея Бойманса ван Бейнигена в Роттердаме. Многие исследователи искусства Дали видят в этой работе отражение влияния так называемого фантастического реализма, в частности, сопоставляют ее с картиной Джузеппе Арчимбольдо «Осень» из Лувра. Естественно, даются не прямые, а косвенные аналогии. Отдельные детали произведения живописца рассматриваются ими не как реплика на Арчимбольдо, а как творческая интерпретация, разработка приемов итальянского мастера XVI — XVII веков. При всей правомерности подобных сравнений они все же грешат формальным рационализмом, из-за которого, на мой взгляд, несколько нивелируются существенные особенности образной драматургии картины «Испания».

Если не пользоваться методом сопоставительного анализа, целесообразнее искать аналоги в искусстве высокого Возрождения и художественном наследии национального гения Франции XVII столетия Калло. Это особенно заметно в виртуозности рисунка, одухотворенной подвижности, выразительной изысканности линий.

Центр композиции занимает аллегорическая женская фигура, которая словно вырастает, постепенно вырисовывается, начиная со ступней ног скорее крестьянки, нежели мадонны. Написанные плотно, материально осязаемо, они как бы созданы самой обожженной солнцем землей. Свободная непринужденность позы женщины, стоящей облокотившись на тумбу-постамент с выдвинутым ящиком, свидетельствует о грустном достоинстве и скорби. Верхняя часть торса этой аллегорической фигуры то растворяется в желто-коричневой земной тверди, то вновь проявляется. Меланхолически склоненная голова прорисовывается не сразу, ее абрис, лицо будто рождаются из стаффажных фигурок, волосы сплетаются из сценки закружившихся в схватке всадников. Линия горизонта поднята к самому верху живописного пространства, которое как будто видоизменяется, то уплотняясь, то, напротив, приобретая глубину, простирающуюся к поднебесью. Горизонт волнист за счет перепадов типичного для живописи Дали горного ландшафта. Всполохи запредельного света, прорываясь из-за вершин, контрастируют с мрачной, напряженной гаммой тяжело оседающего грозового небосклона. Все это служит передаче драматического состояния, подчеркнутого резкими переходами света и тени, отбрасываемой женской фигурой и тумбой-пьедесталом, материальностью ступней ног, натуралистически прописанной руки и некой прозрачностью, воздушностью всей фигуры.