Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Сон разума рождает чудовищ
Своим творчеством Дали как бы постоянно напоминает нам о том, что «сон разума рождает чудовищ». Он эпатирует публику, глумится над ней во имя ее же блага и спасения. Сарказмом, жестокой иронией врезаются в память работы художника, в которых внешняя сторона смысла всегда противоположна подтексту. Он прибегает к форме иносказания, аллегории, создает будоражащие воображение, вызывающие смешанные чувства образы, исполненные скорби и гнева. Дали обращается к мифологии, ища ответы на терзающие душу вопросы реальной, удручающей и возмущающей действительности. Проводя параллели с доисторическими временами, он показывает истоки пороков современного ему общества, ввергающих род людской в пучину пагубных страстей и неисчислимых бед и страданий, в бездну зла, пороков, грозящих человечеству гибелью, самоуничтожением.

Среди наиболее пронзительных, драматических произведений мастера 30-х годов — уже рассмотренная картина «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» и перекликающиеся с ней по силе образного противодействия жестокости, насилию, безумию работы «Осенний каннибализм», «Метаморфоза Нарцисса», «Пылающая жирафа», «Испания».

В полотне «Осенний каннибализм» из собрания лондонской галереи Тэйт представлена устрашающая сцена пожирания одного человекоподобного существа другим. Изуродованные фантазией художника тела словно слиты в смертельном объятии. Об их происхождении от Homo sapiens красноречиво свидетельствуют руки, вооруженные вилкой, ложкой, ножом. Чудовищная жестокость происходящего акцентирована лирико-романтическим состоянием пейзажа, на фоне которого разыгрывается последняя трагедия. Здесь появляются и известные нам по предыдущим работам символические элементы и детали, и новые аксессуары, такие, как ящики то ли комода, то ли стола, на которых, словно на пьедестале, возвышаются пожирающие друг друга существа-бюсты.

Для того чтобы проникнуть в подлинную, глубинную суть произведения, вспомним, что в большинстве мифологических систем существуют мифы о возникновении каннибализма, в которых единый акт, каннибалистское действо порождают череду подобных же поступков и иных злостных человекоубийств. Например, один из героев древнегреческой мифологии Тантал с целью испытания угощает богов мясом своего сына Пелопа, отчего происходят все несчастья его рода. Эта тема раскрыта в известном сюжете «Орестеи» Эсхила. По всей вероятности, Дали использовал при создании этой картины различные мифы прошлого, переложив их на свой лад, применительно к трагическим событиям нового времени.