Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
«Предчувствие гражданской войны»
Картина «Предчувствие гражданской войны», находящаяся в Музее искусства в Филадельфии (США), была написана Дали в 1936 году. Действительно, устрашают последствиями мутаций два огромных существа, формы которых напоминают деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела. Одно образовано из искаженной болью головы, женской груди и ноги, другое — из двух исковерканных как бы самой природой рук и уподобленной тазобедренной части тела формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке. Существа-мутанты, отчаянно борющиеся друг с другом, вызывающие чувства отвращения, изображены на фоне пейзажа, написанного в блестящей реалистической манере. Низкая линия горизонта усиливает воздействие фантастических существ, которые довлеют в ирреальном пространстве первого плана, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками, своим тревожным движением усиливающими трагический накал нечеловеческих страстей. Вдоль линии горизонта расположены миниатюрные изображения неких старинных по своему виду городков на фоне невысокой горной гряды. Узкая полоска ностальгической идиллии навсегда ушедшего акцентирует гротескный характер образной драматургии картины.

Эта маленькая по формату работа обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождена эмоциональным контрастом, масштабными противопоставлениями безграничности простора живой природы и сокрушающей тяжеловесной осязаемостью фантастических фигур мутантов. Роль пейзажа в этом, как и в других произведениях мастера, чрезвычайно велика. И хотя в «Предчувствии гражданской войны» некоторые исследователи видят напоминание одной из серий Франсиско Гойи из так называемой черной живописи (написанной между 1814 и 1819 годами), при анализе этой вещи уместно еще раз вспомнить о Милле, о его понимании пейзажа. «Каждый пейзаж, как бы мал он ни был, должен порождать возможность бесконечного расширения, малейший отрезок горизонта должен быть написан таким образом, чтобы чувствовалось, что здесь лишь один сегмент большого круга, ограничивающего наше видение. Соблюдение этого правила дает живописи подлинное ощущение пространства». ~ «Предчувствие гражданской войны» как бы открывает, особую тему в творчестве Сальвадора Дали, в которой преобладает антивоенная идея, звучит пугающее, взывающее к разуму предупреждение. Сам художник так писал об этой картине: «...это не просто монстры — призраки испанской гражданской войны, а войны... как таковой».