История искусства
История дизайна
 
Истоки современной культуры

Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют «детством человечества». В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эво¬люции человека. В первобытном общеcтве человек выступал как творец Куль¬туры и сам формировался на ее основе. Научное изучение первобытной культуры, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с большой удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Существуют два пути изучения первобытной культуры.

 

Первый путь — историко-археологический, т.е. изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, орудия труда, культовые сооружения, произведения искусства и пр. В соответствии с этим путем находится археологическая периодизация истории человеческого общества. В основе ее лежит материал, из которого изготовлялись орудия труда:

 

1. Палеолит (древний каменный век). Он длился с момента появления че¬ловека (согласно современным научным данным это произошло около 3 млн. лет назад) до X тыс. до н.э.

 

2. Мезолит (средний каменный век) — с X тыс. до н.э. до VI тыс. до н.э.

 

3. Неолит (новый каменный век) — с VI тыс. до н.э. до III тыс. до н.э.

 

4. Бронзовый век — с III тыс. до н.э. до I тыс. до н.э.

 

5. Железный век — с I тыс. до н.э.

 

Таким образом, первобытная эпоха занимает три огромных по протяженности периода — палеолит, мезолит и неолит. Второй путь изучения первобытной культуры называется этнографическим и состоит в перенесении наблюдений над бытом и культурой примитивных народов, до недавнего времени находящихся на первобытной стадии развития (глав¬ным образом в Австралии, Океании и др. местах), на далеких предков человека. В целом культуру первобытной эпохи принято именовать первобытной, или архаической, а культуру отсталых народов и племен нового времени — традиционной.

 

Как особая социокультурная система, первобытная культура обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, она однородна и поэтому постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство. Во-вторых, она представляет собой единую, сферу культуры, где нераздельно существовали наука, мораль, искусство, религия и пр. И, наконец, в-третьих, в основе первобытной культуры лежали мифологическое мировосприятие, магия и ритуал. В культуре древнейших собирателей и охотников важнейшую роль играл мир, который воспринимался не как поэтическая фантазия, а как подлинная реальность. Мифологические образы и легенды служили источником и средством передачи из поколения в поколение традиций и навыков. Они также обслуживали ритуал, в основе которого лежал принцип подражания явлениям природы, и в котором тесно переплетались песнопение, молитва и танец (например, танец шамана).

 

В художественной культуре первобытной эпохи миф выполнял две главные функции — освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различными изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было однородным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Музыка, поэзия, театр, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство и пр. существовали тогда в неразрывном единстве. Вопрос о происхождении искусства еще не решен наукой оконча¬тельно. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, — к плоскостным изображениям (на камне, глине и др.). Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX века на территории Европы (Франция (пещеры Ла-Ферраси), Италия, Испания), Азии (в Сибири) и Африки.

 

Произведения наскальной живописи эпохи палеолита, изображающие главным образом животных (бизоны, олени, мамонты, лошади, косули). Рисунки животных отличаются предельной точностью в исполнении. Они также преисполнены магического смысла и свидетельствуют о том, что над ними совершались магические действия (по-видимому, для этого они и предназначались). Так, изображения животных сплошь испещрены ударами заостренных предметов — наконечниками каменных дротиков и стрел, т.к. согласно представлениям людей каменного века, - если они поразят изображение зверя, то охота на него окажется удачной. Таким образом, в первобытном искусстве эстетическое начало неразрывно сочеталось с магическим. Что касается древнейших изображений человека, то в отличие от достаточно реалистических изображений животных они, напротив, предельно схематичны и представлены главным образом женскими статуэтками с отсутствием черт человеческого лица, непропорциональными конечностями и гипертрофированными материнскими чертами (так называемые «первобытные Венеры» вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см)). Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе — в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др.

 

Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей — мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы. Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и ракурсы. В следующую эпоху — мезолит (С этим временем связано изобретение лука и стрел, затем — глиняной посуды, а также появление новых типов и усовершенствование техники изготовления каменных орудий) — изображения становятся более красоч¬ными, появляются и многофигурные композиции. Совершенствование строительного дела подготовляло сложение архитектуры как искусства. В северной и средней лесной полосе Европы наряду с продолжавшими существовать поселками из землянок стали возникать селения, построенные на настиле из жердей на берегах озер.

 

Настоящую же революцию первобытное искусство переживает в эпоху неолита, когда основным его объектом делается человек. Характерные черты культуры эпохи неолита — появление керамики и художественных ремесел, что было связано с изобретением различных способов сверления и полирования камня. Это важнейшее изобретение позволило украсить произведения искусства различными видами резьбы и орнамента. По среднему и нижнему течению Днепра, по Днестру и в западной Украине в 3 - 2 тысячелетиях до н.э. была распространена характерная для периода Энеолита так называемая Трипольская культура. Основными занятиями населения были здесь земледелие и скотоводство. Особенностью планировки трипольских поселений (родовых поселков) было расположение домов по концентрическим кругам или овалам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном для скота (поселение у с. Халепье, близ Киева и др.).

 

Прямоугольные дома с полом из глиняных плиток имели прямоугольные двери и круглые окна, как видно по сохранившимся глиняным моделям трипольских жилищ; стены делались из плетня, обмазанного глиной, и внутри украшались росписью; в середине иногда находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом. На скалах в Карелии, по берегам Белого моря и Онежского озера найдено много так называемых петроглифов. В очень условной форме они повествуют об охоте древних обитателей Севера на разнообразных животных и птиц. Карельские петроглифы относятся к различным эпохам; самые древние из них, невидимому, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности - прикладное искусство. Наиболее распространены и художественно интересны изделия с многоцветной росписью белой, черной и красной краской. Орнамент покрывает здесь всю поверхность параллельными цветными полосами, двойной спиралью, обегающей весь сосуд, концентрическими кругами и т. п. Среди трипольских находок преобладают схематизированные женские статуэтки, имевшиеся почти в каждом жилище Вылепленные из глины, иногда покрытые росписью, статуэтки изображают стоящую или сидящую обнаженную женскую фигуру с распущенными волосами, с горбатым носом. В отличие от палеолитических трипольские статуэтки гораздо более условно передают пропорции и формы тела. В конце эпохи неолита и начале бронзового века - дальнейшее развитие производства, введение новых форм хозяйства и новых металлических орудий труда медленно, но глубоко изменяло отношение человека к окружающей его действительности. Основной общественной ячейкой в это время становится племя, объединявшее несколько родов. Главной отраслью хозяйства у ряда племен становится сначала приручение, а затем и разведение скота, уход за ним.

 

Пастушеские племена выделяются среди других племен. Большое значение среди новых орудий труда приобрели ткацкий станок и в особенности широко распространившиеся в связи с изобретением плавки руды металлические орудия (орудия из меди, бронзы и, наконец, железа). Когда в долинах больших рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ - в 4 - 3 тысячелетиях до н.э. возникли первые рабовладельческие государства, то общественная и культурная жизнь этих государств стала источником сильнейшего воздействия на соседние племена, жившие еще в условиях первобытно-общинного строя. Это внесло особые черты в культуру и искусство племен, существовавших одновременно с государственными образованиями классового общества. К концу существования первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны так называемые циклопические крепости, стены которых складывались из огромных грубо отесанных глыб камня.

 

Циклопические крепости сохранились во многих местах Европы (Франция, Сардиния, Пиренейский и Балканский полуострова и др.); а также в Закавказье. В средней, лесной полосе Европы со второй половины 1 тысячелетия до н.э. распространились поселения — «городища», укрепленные земляными валами, бревенчатыми оградами и рвами. Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки — менгиры, дольмены, кромлехи.

 

Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе; они представляют собой гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Наиболее сложными мегалитическими постройками являются кромлехи. Примерами такого типа сооружений являются святилища Эвбери и Стонхендж в южной Англии. В Стонхендже центральная площадка с большой каменной плитой (быть может, служившей жертвенником) окружена четырьмя концетрическими рядами вертикально поставленных камней. Внутреннее кольцо (в форме незамкнутого овала) и третье от середины состояли из сравнительно небольших менгиров. Второй же и четвертый, внешний, круги образованы рядами равномерно расставленных гигантских каменных глыб. Тридцать каменных столбов внешнего круга (из которых шестнадцать стоят и поныне) связаны горизонтально лежащими на них каменными перекладинами; таким же образом попарно соединены десять громадных тщательно отесанных камней второго от середины круга. Некоторые другие архитектурные памятники бронзового века свидетельствуют о наступающем распаде некогда единого первобытного общества, как, например, специальные погребальные сооружения — большие камеры, устраивавшиеся в курганных погребениях племенных вождей. Древнейшими памятниками этого рода являются так называемые царские гробницы Египта в Негаде (4 тысячелетие до н.э.). К более поздним погребениям племенных вождей относится, например, Майкопский курган на северном Кавказе (конец 3 — начало 2 тысячелетия до н.э.); дно его камеры, углубленной в землю более чем на 1,5 м, было выложено галькой и устлано цыновкамй, а стены облицованы деревом. Менее значительными в этот период были успехи скульптуры. Собственно, менгиры — вертикально стоящие одиночные камни — были не столько архитектурными сооружениями, сколько далекими предшественниками позднейших памятников монументальной скульптуры.

 

Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла. Среди предметов, найденных в погребении в Майкопском кургане, выделяются сделанные из золота украшения погребального или парадного балдахина: фигурки быков с нижних концов стоек (илл. 10 б, в), бляхи в виде львов и быков. Бронзовые ножи со скульптурными фигурами животных на рукоятке, найденные в Горьковской области, на Урале, в южной Сибири, в Китае.