Фактура и цветовые отношения |
В «Портрете Гала», о котором идет речь, художник по-новому, нежели в «Раскрашенных удовольствиях», решает задачу создания картины в картине. Здесь он опирался на опыт великих мастеров прошлого. Возможно, живописец вспоминал при этом самые различные образы, в том числе и произведение Яна Ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини», в котором, кажется, впервые в мировом искусстве использован прием двойного изображения при помощи введения в композицию зеркала. Дали достигает выразительного оптического эффекта, благодаря которому рождается столь присущая его картинам ирреальная пространственная среда даже в тех случаях, когда изобразительные детали и мотивы абсолютно конкретны, иллюзорно достоверны, как в данном портрете. Изменяя фокусное расстояние, то усиливая, то ослабляя резкость фиксирования объемов и контуров светом и тональными модуляциями теплой колористической гаммы, живописец постепенно вызывает ощущение ирреальности происходящего у зрителя. Плотность красок, плавные переходы света и тени придают фигуре Га-лы, написанной со спины, несколько преувеличенную материальную осязаемость. А в ее отраженном облике все более естественно: мягкий боковой свет, снижая напряжение, присущее фигуре первого плана, одновременно вновь усиливает его в картине, висящей за спиной фигуры второго плана, обращенной лицом к зрителю. Таким образом, в работе появляются как бы два силовых поля, впереди и позади фронтально сидящей напротив нас, в неком зеркальном преломлении Галы.
Фактура и цветовые отношения вышитой кофты, в которой запечатлена модель, живо напоминают произведения Вермера.
Примечательно, что глубокие складки на юбке фигуры, показанной со спины, вызывают прямую ассоциацию с мотивом обнимающих рук, движение которых словно направлено навстречу скрещенным ладоням Галы, сидящей лицом к нам. Отметим еще одну черту, на которую указывали многие исследователи творчества Дали, — внедрение в живопись приемов фотореализма задолго до появления этого направления в искусстве. И главное, создание концепции двойного образа, воплощающего внутренние противоречия человеческой натуры: сознания и бытия.
|