Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Творчество мастера изобилует портретами
Творчество мастера изобилует портретами его супруги, она была для него одной из немногих любимых реальных моделей, воплощением второго «я» художника. Гала — личность яркая, обладавшая удивительным артистизмом. Русская по происхождению, аристократка, Елена Дьяконова была вначале женой поэта Элюара, который и окрестил ее Галой. «Гала» во французском языке созвучно словам «праздничный», «праздник». После поездки вместе с группой сюрреалистов в Кадакс, о чем писалось в начале данного очерка, она сразу сблизилась с Дали и вскоре стала его женой, расставшись с Элюаром. С тех пор Гала заняла важнейшее место в жизни и творчестве Дали.)

«Портрет Гала» 1935 года примечателен во многих отношениях. Немецкий историк искусства Увэ Шниде в книге «Сюрреализм. Движение и мастера» назвал это произведение наименее загадочным среди работ мастера, дав интереснейший и многогранный анализ портрета в сопоставлениях и аналогиях с творчеством таких живописцев прошлых эпох, как Жан Милле, Вермер Делфтский и Леонардо да Винчи.

Говоря об этом портрете, на мой взгляд, следует сосредоточить внимание на некоторых характерных принципах интерпретации известных шедевров западноевропейского искусства, и прежде всего Вермера, хотя Шниде в первую очередь обращается к формам образно-пластического истолкования Дали полотен Милле. Здесь мы соприкасаемся с блестящим примером авторского использования образной драматургии, композиционной концепции, особенностей освещения, роли незримого источника света, являющихся отличительными признаками творческого метода голландского живописца, картины которого лишены внешнего действия, изначально настроены на созерцательную чувственность восприятия.

Художник строит композицию этой работы по принципу двойного изображения, разделяя пространство на два плана. На первом — пластически-объемно написанная модель, сидящая спиной к зрителю. На втором — ее отражение словно в зеркале. Над головой Галы висит версия Дали картины Милле «Молитва» (1859). Не случайно существует еще одно название этого портрета — «Молитва Гала». Модель на первом плане сидит на кубическом объеме, слегка подавшись вперед, в зеркальном же отражении мы видим ее сидящей на тачке, будто перенесенной с картины Милле, на которой изображены молящиеся крестьянка и крестьянин. Таким образом как бы осуществляется пространственная связь между репликой на полотно барбизонца, фронтально расположенным изображением Галы и ее фигурой, написанной со спины. Это своего рода молчаливый диалог портретируемой с самой собой, исповедь. Определенная религиозность образа ассоциативно акцентирована сюжетом, заимствованным у Милле. Однако Шниде иначе рассматривает введение в «Портрет Гала» парафраза на картину французского живописца. Он, ссылаясь на Фрейда в связи с обоснованием так называемого параноико-критического метода Дали, вспоминает офорты и рисунки художника к «Песням Мальдарора» Лотреамона (Изидор Дюкасс), частично выполненные по мотивам Милле в 1934 году. В них он находит, и это справедливо, эротические аспекты интерпретации сюжета «Молитвы», вспоминая при этом анализ картины «Дева с младенцем и св. Анной» Леонардо, который был сделан Фрейдом.

Любопытно, что упомянутое произведение Милле неоднократно появлялось в работах Дали начала 30-х годов и более поздних, в частности, в других портретах Галы, а также в портрете Максима Горького и т. д.