Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Дали — чрезвычайно плодовитый художник, работоспособность которого не могла не поражать окружающих. В популярном очерке не представляется возможным подробно остановиться на рассмотрении большинства работ и даже назвать их все. Автор считает поэтому целесообразным обратить внимание на наиболее известные произведения мастера, которые дают представление о его творческом методе, особенностях образного восприятия миропонимания. Как отмечалось, 30-е годы были для Дали началом подлинного триумфа, стремительного восхождения к вершинам мастерства, хотя работы художника этого периода многим покажутся неравноценными, порой резко отличающимися одна от другой как по эстетической концепции и стилистике, так и по пластическим достоинствам.

Характерной особенностью его искусства этого времени, о чем упоминалось ранее, является постоянное обращение к наследию старых мастеров. Об этом свидетельствуют и названия ряда созданных им тогда картин, как, например, «Привидение Вермера Делфтского, которое может быть использовано как стул» (1934). В маленькой работе, хранящейся в музее Дали в Кливленде, (штат Огайо, США), написанной маслом на дереве, мы ощущаем удивительную монументальную выразительность. Фигура предстоящего на фоне иссушенного солнцем аскетического пейзажа интересно развернута в пространстве, ее силуэт действительно напоминает стул. Изображенный со спины человек, очевидно, и есть не кто иной, как сам Вермер. Живописец с определенным изяществом деформирует одинокую фигуру, служащую конструктивно-смысловым центром композиции. Не показывая лица великого голландца, он как бы представляет нам возможность вообразить себе его внешность. Особое внимание придает в этой работе Дали освещению пространства. Эффекты световой игры облагораживают живописную поверхность, исполненную в гармоничной цветовой гамме, придают колориту изысканность. Проблема света, его роль в организации пространства, выявлении пластики живописных объемов, в создании ощущения ирреальности среды самым пристальным образом изучалась Дали.

Обращаясь к шедеврам великих предшественников, он продолжает совершенствовать свое мастерство живописца и рисовальщика; они служат для художника источником новых образно-пластических идей. Честолюбивые амбиции Дали вместе с тем не дают ему покоя. Он стремится превзойти своих кумиров в виртуозности, в оригинальности художественных решений. При этом он использует, как правило, те же материалы: масляные краски и дерево. Одним из самых замечательных примеров подобного рода является «Портрет Гала» (1935) из Нью-йоркского музея Модерн Арт.