Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Фантастические картины мира
Терзавшие художника противоречия рождали в его воображении фантастические картины мира, толкали его на путь умышленных мистификаций. Имитируя святотатство, он мучительно искал выход из плена эйфории, настойчиво пытаясь доказать возможности опыта исцеления грехом. Дали стремился, утверждая идею первородности греха, обрести в искушениях истинную веру. Экстремизм художника в осуществлении этой сверхзадачи поистине не ведает границ. Он преднамеренно создает внутренние конфликты, ставя себя перед необходимостью выбора, отказывается то от одного, то от другого варианта, постоянно ища все новые и новые, опрокидывающие традиционные возможности выхода из лабиринта собственных умопостроений.

В своих житейских, эстетических и политических симпатиях и пристрастиях художник оказывается столь же мятежным, непостоянным и шокирующим, как и в искусстве. Его увлекает идея разрушения существующих устоев общества, относительных ценностей, догматических представлений. Возможно, по-своему понятая революционность привела живописца к написанию картины «Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепьяно» (1931), находящейся в Национальном музее современного искусства в Париже. На клавиатуре рояля с фотографической точностью художник воспроизвел лики Ленина, окруженные неземным свечением, подобным нимбам святых. Напротив рояля сидит человек, в раздумье смотрящий на явившийся ему шестикратно повторенный образ вождя социалистической революции. Пустая комната с приоткрытой в ирреальное светоносное пространство дверью постепенно как бы наполняется завораживающим торжественно-таинственным состоянием созерцательного ожидания. Справа от сидящего — вангоговский стул с плетеным сиденьем, покрытым салфеткой, на которой лежат спелые черешни. Работа может восприниматься, наверное, и под несколько иным углом зрения, что закономерно. Ведь сам художник, как известно, признавался в невозможности однозначного объяснения своих произведений. Но в картине все же существует явный философско-политический контекст. Несмотря на правомерность и иного истолкования этого произведения, кстати, достаточно большого по размеру, вряд ли будет плодотворно искать в нем некую двусмысленную кощунственную подоплеку.

Данная картина примечательна не только определенными историческими реминисценциями, но и самой системой живописно-пластической разработки образной драматургии полотна. Отметим и такую весьма существенную деталь — в работе появляются новые предметы, прежде всего рояль, который будет в дальнейшем неоднократно фигурировать в видоизмененных формах в творчестве мастера как особый символ, имеющий множество оттенков своего значения. Рояль будет служить и музыкальным инструментом, отождествляемым с музыкой вообще, являющимся своего рода символом ее полифонии, и принимать причудливые очертания, превращающие, например, клавиатуру в пасть улыбающегося или разъяренного фантастического существа, и выглядеть расплывчатым, мягким, вроде улитки, выползающей из своей раковины, провисающим, напоминающим циферблаты часов, уподобленным развешенным на деревьях блинам из картины «Настойчивость памяти». Очевидно, символическое значение рояля как образно-пластического знака, вбирающего в себя многовариантное содержание, можно расшифровывать по-разному, и каждому вольно вкладывать в этот предмет свой смысл.