Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Драматический конфликт
Уместно вспомнить произведение одного из крупнейших представителей поп-арта американца Класа Олденбурга «Мягкая пишущая машинка», выполненное более тридцати лет спустя, в 1963 году. Возможно, идея, реализованная Олденбургом, была навеяна именно этой картиной Дали. Введение таких параллелей позволяет весьма аргументированно говорить о генезисе поп-арта, ставшего логическим продолжением дадаизма и сюрреализма, наследующего их художественно-эстетические установки и изобразительные приемы. Поп-арт, будучи продолжением дадаизма и сюрреализма, как бы вбирает в себя совокупность социальных, экономических, политических и собственно эстетических проблем, отражая многие парадоксы века стандартизации быта и мышления, отчуждения человека от природы, противоборства духовных и материальных ценностей. В нем при желании можно разглядеть и драматический романтизм, выраженный в гипертрофии масштабных соотнесений личности и общества, индивидуума и среды, воплощенный особым метаязыком, использующим собственную образную терминологию для объяснения или анализа терминов другого языка, языка предметного, расхожего, в котором первородная ценность слов и значений во многом утрачена или девальвирована.

Изолируя конкретные предметы от их привычного контекста, лишая их обыденного, функционального предназначения,    воссоздавая предмет в других, не свойственных его практическому смыслу материалах, размножая, деформируя, увеличивая в размере, художники поп-арта, как и их предшественники, наделяют его (предмет) новым содержанием, эмоциональным значением. Это приводит к необходимости переосмысления, переоценки различных объектов, предметов, нас окружающих в повседневной жизни. Мы как бы получаем утраченную возможность к восстановлению духовного иммунитета против стереотипов массового сознания, обретаем право на индивидуальность мировосприятия, неординарность отношения к существующим реальностям, освобождения от их гнета.

Драматический конфликт, выразившийся в бегстве от реальности через саму реальность — побочный результат, характеризующий социально-эстетическую концепцию поп-арта как порождение дадаизма и сюрреализма. При всей абсурдности и даже забавности некоторых произведений, принадлежащих к названным направлениям в искусстве, они обладают свойствами стимулирования скованного условностями массового мировосприятия, сознания через пробуждение ассоциативного воображения зрителя, через построение неких ирреальных моделей на базе объективно существующей данности, в отборе особых эстетических элементов и аспектов цивилизации, знаков, предметов, образцов в их непредсказуемой транспозиции.