Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Дали все чаще обращается к опыту старых мастеров, но при этом он избавляется от ощущения своей зависимости от них, как космонавт теряет ощущение тяжести. Ян Ван Эйк и Ян Вермер Делфтский, Иероним Босх, итальянские живописцы, такие, как Арчимбольди, все больше привлекают его внимание. Его интересуют не столько образно-пластические комбинации, сюжетные мотивы, сколько техника живописи. Дали создает неповторимый художественный сплав, для которого использует множество разнородных элементов, обогащенных удивительным даром собственной импровизации извечных тем и сюжетов. Он преломляет образы и идеи прошлых эпох, подвергая их личной интерпретации и проецирует под особым углом зрения на сознание зрителей, вызывая уже иную реакцию на свои картины, нежели на аналогичные по эмоционально-смысловому значению полотна старых мастеров. И те, кто восхищается освободившимся художником, слышат эхо своего освобождения.

Дали занимают проблемы взаимоотношения времени и пространства, бесконечно малого и бесконечно великого, бренного, сиюминутного и вечного, иными словами, те проблемы и вопросы, которые волновали мастеров средневековья и Ренессанса.

В достаточно прямой форме это находит воплощение в картине мастера, написанной в 1931 году, «Настойчивость (постоянство) памяти» из Нью-йоркского музея Модерн Арт. Маленькое полотно наделено удивительной монументальной выразительностью. Три часовых циферблата будто плавятся, становясь мягкими, обтекая объекты, на которые они словно небрежно наброшены. Один циферблат завис на ветви высохшего, обломанного ствола дерева, другой, с ползающей по нему мухой, охватывает край прямоугольного подиума, третий обворачивает нечто выглядящее как деформированная, безжизненная мужская голова с сомкнутыми веками. В этой работе использован минимум деталей, кроме уже упомянутых: карманные золотые часы с закрытой крышкой, на которой, подобно россыпи рубинов, изображены муравьи, у линии горизонта что-то напоминающее широкую доску с окрашенным темно-голубым верхом и собственно пейзаж, куда все эти объекты вписаны.

Здесь вновь, как и в большинстве произведений художника, высоко поднят горизонт, а верх картины контрастирует с нижней
частью живописной поверхности и по плотности цвета, и по массе. Дали нарочно подчеркивает глубину запечатленного пространства, иллюзорно раздвигая его границы, что акцентируется несоразмерностью масштабов предметов. При всей необычности, таинственности созданного образа он подводит' зрителя к весьма конкретному восприятию картины через жестко обозначенные ассоциативные ряды прочтения ее содержания. Мысль о текучести, условности, относительности времени, фиксируемого часами — изобретением, деянием ума и рук человеческих, в сравнении с магической нерукотворностью природы раскрывается посредством прямых аналогий: в заданных формах расплывающихся циферблатов, в сочетании изображений горной гряды в незыблемом покое, хранимом памятью тысячелетий и сиюминутного присутствия ползающей мухи и копошащихся муравьев.