Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
«Мрачная игра»
Говоря о картине «Мрачная игра», находящейся в частной коллекции в Париже, прежде всего уместно подчеркнуть ее прямую связь с идеей первой, по моему мнению, сюрреалистической работой Дали «Великолепие руки», о которой уже шла речь. Здесь вновь возникает мотив руки в разных вариациях; от протянутой словно за подаянием, прикрывающей от стыда, сжимающей, обнимающей до нежно гладящей. Этот мотив есть в картине «Раскрашенные удовольствия», но в значительно меньших эмоционально-смысловых оттенках и значениях. Художник как бы пытается раскрыть неисчерпаемые выразительные, символические, психологические возможности жеста. Рука то обретает чувственное воплощение человеческих страстей, пороков, страданий, радостей, то превращается в закодированный магический знак. И в «Мрачной игре» зрителя поражает игра воображения живописца, насыщающего холст множеством деталей, фантастических существ. В картине с изощренной изобретательностью перемежаются, взаимопроникают слепки реальности и вымысла, навеянные кошмарными снами сгустки движущейся «биологической» ткани. Рядом с персонажами, казалось бы, приближенными максимально к их жизненным прототипам (обнимающаяся пара), возникают ирреальные видения или огромные ступени, ведущие в никуда. Тут же, в этом пространстве, возвышается странный монумент с надписью на пьедестале — Gramme, Centigramme, Multigramme. У подножия монумента, как его составная скульптурная часть, помещен лев с раскрытой пастью. Другой точно такой же лев, словно только что покинувший свое место, по другую сторону памятника удаляется за пределы картинной плоскости, видна лишь часть его туловища. В центре работы, подобно смерчу, зафиксированному как бы в замедленной съемке, вырастает из тазобедренной части женской фигуры причудливая композиция из амебообразных форм, в которые вплетены изображения уже знакомого нам кузнечика, птичьей головы (реплики на Эрнста), голова женщины с утрированным силуэтом и закрытыми глазами, ласкающая рука. А завершается эта барочная по характеру движения, экзальтированности конструкция круговоротом из шляп, голов, камнеподобных форм, также встречавшихся в картине «Раскрашенные удовольствия». Есть в этом странном образе что-то патологическое, отталкивающее и одновременно магнетически влекущее. Разнородные элементы работы отличаются не только ирреальностью или натуралистичностью форм, но и самой стилистикой, живописными приемами наполнения, фактурой, рисунком. И здесь художник, как и в предыдущей картине, виртуозно использует коллаж, цветные вклейки, абсолютно органичные живописной поверхности холста.

Примечательно, что этот маленький холст в репродукциях выглядит словно монументальное, крупноформатное полотно.

Конечно, в 1929 году Дали написал не только два рассмотренных выше произведения, но выполнил и ряд других картин, в том числе «Приспособление для желаний», «Первые дни юности»...