Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Ощущение веса

Ощущение веса композиционных объектов усугубляется, увеличивается из-за высоко поднятой линии горизонта, над которой бесстрастным фоном простирается в ином измерении иллюзорно выписанное, подсвеченное серебристо-розовой дымкой, спокойное голубое небо. В картине есть еще немало многозначительных деталей, роль которых может истолковываться по-разному, остановимся лишь на одной из них. Это будто появляющиеся из черного провала-бездны диковинные птицы яркой расцветки, напоминающие опять-таки о живописи Эрнста, служащие своего рода парафразом его одушевленно-неодушевленным причудливым персонажам. И последнее, на что необходимо обратить внимание: в картине «Раскрашенные удовольствия» уже содержится программа, по которой этап за этапом будет развиваться и реали-зовываться единая творческая концепция мастера. Одним из доказательств этого служит образно-пластическая система, по которой осуществлялось создание композиции правого ящика-экрана с велосипедистами, предвосхищающая появление так называемого молекулярного периода в искусстве Дали.

Прежде чем перейти к рассмотрению другой работы «Мрачная игра», напомним читателю о существовании разных вариантов периодизации искусства Дали. Так, в статье советского критика Е. Завадской выделены три основных этапа: «первый — до 1928 года — время детских впечатлений, учеба, знакомство с классическим искусством и с важнейшими современными направлениями; второй (1928—1947) — период программного сюрреалистического творчества, третий (1948 и до последнего времени) — обращение после возвращения в Испанию к классическому наследию, художественному и философско-религиозному, создание серий религиозных полотен, интенсивная работа в графике».


Не оспаривая права и на приведенный, и на другие методы периодизации, вновь используем, пожалуй, самый надежный источник — собственные взгляды Дали и оценки им самого себя, известные из его книг «Дневник гения» или «Дали по Дали». В последней художник дает следующую периодизацию своего творчества: Дали — Планетарный, Дали — Молекулярный, Дали — Монархический, Дали — Галлюциногенный, Дали — Будущный. Итого пять основных периодов или этапов (сюда не включен им самим период до 1927 года), а если учесть, что книга вышла в 1970 году, их, этапов, могло бы быть больше.

Задача автора этого очерка не связана с поэтапным исследованием творческой эволюции Дали, она заключается в ознакомлении читателя с фактами биографии художника, его окружением, изложением мировоззренческой и эстетической концепции, содержания наиболее значительных произведений мастера.