Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Он ошибается — ну и что?
Среди художников, чьи имена отождествляются с нашими представлениями о сюрреализме, мы в первую очередь называем Джорджо де Кирико, Макса Эрнста, Андре Массона, Хуана Миро, Поля Клее, Пабло Пикассо, Рене Магритта, Ива Танги, лидеров дадаизма — Марселя Дюшана, Мэн Рэя, Ганса Арпа, Френсиса Пикабиа. И конечно же, Сальвадора Дали. Он как бы замыкает этот перечень классиков, что оправданно по многим причинам. Ведь Дали, пожалуй, одним из последних воспринял идеи сюрреализма и присоединился к его приверженцам. Отчасти это обусловлено возрастом художника, он был на тринадцать лет моложе самого старшего из упомянутых мастеров — Макса Эрнста.

Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Даменеч Куси Фаррес, или просто Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в городе Фигарес в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве, дома всемерно поощряли его увлечение искусством. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба свела его с Гарсиа Лоркой, Луисом Бюнюэлем, Рафаэлем Альбертй. Замечательный поэт и художник Альберти так вспоминал те годы: «Я испытывал огромную любовь к Сальвадору Дали — юноше. Его талант от бога подкреплялся удивительной работоспособностью».

Учась в академии, Дали с увлечением изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Эль Греко, Гойи... Он испытывает влияние кубистических полотен Хуана Гриса; метафизической живописи итальянцев Кирико и Карло Карра, соприкасается с архитектурно-пластическими фантазиями своего соотечественника, зодчего Антонио Гауди, проявляет интерес к наследию Иеронимуса Ван Акена (Босха), творчеству которого впоследствии будет во многом привержен.

Небольшой натюрморт «Корзинка с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки в 1926 году, — одно из самых известных ранних произведений мастера. Эта работа как бы вобрала в себя обретенный художником за годы учебы опыт. В ней воплотилось отношение к наследию национальной школы живописи. В натюрморте чувствуется внутреннее напряжение, подчеркнутое движением крупных складок скатерти в сочетании со статикой тонко плетеной корзинки с хлебом, плотностью фона, контрастами света и тени. Полотно живо напоминает о традициях Веласкеса и Сурбарана. Странным образом в этом произведении органично соединились суровая сдержанность и поэтическая трепетность. Дали демонстрирует здесь безукоризненное владение рисунком, цветом, пространством. Это не просто мертвая натура, застывшее отражение реальности, это особый мир чувств и мыслей, в котором таинство духовного причастия раскрывается в сокровенной простоте предметов, материально осязаемых, исполненных незримого дыхания. Гарсиа Лорка писал тогда же, в 1926 году: «Он, по-моему, уникум, и у него спокойствие и ясность суждения в отношении того, что он считает по-настоящему волнующим. Он ошибается — ну и что? Он живой... Он трогает меня; Дали вызывает во мне такое же чистое чувство (да простит меня наш Господь Бог), как заброшенный в Вифлеемском дворике Иисус-младенец, под соломой постельки которого уже таится росток распятия». Учеба в Мадридской академии, продолжавшаяся с 1921 по 1925 год, исключая короткий перерыв из-за ареста в 1924 году за участие в студенческих волнениях, была для художника временем уплотненного и упорного постижения профессиональной культуры освоения навыков ремесла, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников. Вместе с тем в ее стенах назревали условия для постепенного превращения юношеского эгоцентризма, идеалистического максимализма, присущих натуре Дали, в анархический экстремизм некоего революционного толка. Это было отчасти сопряжено с необходимостью поисков альтернативы ситуации подчинения личности привходящим обстоятельствам, что противоречило его представлениям о свободе духа. Однако в ту пору это еще не нашло прямого выражения в творчестве художника. Его работы имели успех, о чем свидетельствуют и отклики на первую персональную выставку произведений Дали, которая была организована в галерее Далмау в Барселоне в год окончания академии.