Сюрреализм
Формирование взглядов основоположников сюрреализма
Он ошибается — ну и что?
Ранние полотна живописца
Париж
Композиция
Ощущение веса
«Мрачная игра»
30-е годы Дали
Произведения мастера
Написанные в 30-е годы картины
Проблемы взаимоотношения времени и пространства
Драматический конфликт
«Память женщины-ребенка»
Фантастические картины мира
Дали — чрезвычайно плодовитый художник
Творчество мастера изобилует портретами
Фактура и цветовые отношения
Непостоянство Дали
Дали обо всем и ни о чем
«Предчувствие гражданской войны»
Вдоль заниженной линии горизонта
Сон разума рождает чудовищ
Осенний каннибализм
Жираф в огне
Картина производит далеко не однозначное впечатление
Дали восставал против безумного, безумного мира
Дали раскрывается перед нами
Американский период Дали
Удивительно изысканное
Написаны сотни картин
Значительные работы мастера
Необычность передачи внутреннего движения
Образная драматургия
Гала присутствует почти во всех крупных композициях Дали
Особого внимания заслуживает графика художника
Творческое наследие Сальвадора Дали
 
Сюрреализм
Сюрреализм как новое явление в искусстве стал логическим продолжением дадаизма, поисков особого образного метаязыка, с помощью которого можно было бы дать объяснение или анализ другого языка, предметного. Первым дадаистом был Т. Тцара, который выступил с дадаистическим манифестом в Швейцарии в 1916 году. «Дадаизм (франц. dadaism от dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение, существовавшее в 1919— 1922 гг. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей первую мировую войну 1914—1918 гг. как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику — как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм». Для большей наглядности попробуем создать словесный портрет наиболее известных работ дадаистов. Так, Марсель Дюшан использовал, например, подставку для бутылок, превращая ее в скульптуру, вызывающую ассоциации со скелетом некоего диковинного, доисторического животного. Мэн Рэй добавил к обычному утюгу металлические шипы, преображая готовый бытовой предмет с конкретной функцией в устрашающее орудие насилия. А Мэрет Оппенгейм, создательница, пожалуй, самого Классического образца дадаизма, обтянула мехом кофейную чашку, блюдце и ложку. Транспозиция (перестановка) предметов и образов может выразиться, что подтверждают приведенные выше примеры, в своеобразном переводе предмета в другую субстанцию путем изменения размеров, формы, размножения, могут свестись к включению конкретного предмета в не свойственный ему, видоизмененный предметный контекст, к экспонированию предмета в его непосредственном, чистом виде, изолированном от какого-либо контекста. Таковы приемы дадаизма и отчасти сюрреализма по отношению к ready made (готовому предмету, продукции), практиковавшиеся Дюшаном, Мэн Рэем, Гансом Артом и другими дадаистами.

Итак, разобравшись в общих чертах с определениями дадаизма, перейдем наконец к сюрреализму, само название которого появилось значительно ранее, нежели обрело статус термина. Праотцом этого слова, ныне обозначающего программную эстетическую концепцию целого направления в искусстве, был французский поэт Гийом Аполлинер. Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит его безусловному идеологу, французскому поэту и психиатру Анд-ре Бретону. В 1924 году из-под его пера появился «Первый манифест», в котором излагались отличительные признаки и задачи сюрреализма: «Сюрреализм, — писал Бретон, — представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или любым другим способом - делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм. основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель — окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни».