История искусства
История дизайна
 
Стиль в искусстве

Стиль в искусстве

 

Стиль - (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. Термин "стиль" употребляется в различных значениях и в современной теории стиля существуют различные мнения об объеме этого понятия: иногда с ним связывают весь комплекс сложных диалектических взаимоотношений содержания и формы в искусстве, иногда ограничивают его структурой образа и художественной формой; однако вне зависимости от той или иной трактовки понятия стиля подчеркивается глубокая обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника.

 

Не менее важно, что эта обусловленность не имеет прямого, механического характера, поскольку стилистические признаки могут сохраняться и тогда, когда искусство существенно меняет свое идейно-художественное содержание (особенно в таких складывающихся веками стилях, как, например, готика или классицизм); в результате стили, выступающие в период своего подъема и расцвета носителями художественной правды и образной глубины (например, классицизм), в период кризиса и упадка могли вырождаться в носителей консервативных, безжизненных доктрин. Понятие стиль имеет как бы несколько уровней. Уже в древнем мире оно стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения индивидуальных художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта или даже отдельному периоду его деятельности. Понятие стиль широко используется в истории искусств и при определении типичных для какого-либо периода художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием стилевых признаков. Как характер и границы, так и наименования таких стилей ("стилевых направлений") многообразны, а иногда весьма произвольны.

 

Так, "звериный стиль" в искусстве Евразии, зародившийся в эпоху железного века и в отголосках сохранившийся до периода средних веков, объединяет в себе разные этапы и формы почитания священного зверя и стилизации изображений реальных зверей. В изобразительном искусстве древнегреческой классики выделяют "строгий стиль", в изобразительном искусстве поздней готики - "мягкий стиль", в советской живописи конца 1950-х - начала 1960 гг. - "суровый стиль" и так далее. Стилями именуют иногда и устойчивые особенности искусства какого-либо народа, в дальнейшем ставшие предметом эклектического подражания или стилизации ("древнеегипетский стиль", "китайский стиль", "русский стиль" и др.).

 

Важное место в истории пластических искусств занимает категория "исторический стиль" - этапа истории искусства, когда вырабатывалась цельная художественная система, обнимающая различные виды искусства и художественной культуры, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством и создающая единый образно-пластический строй в произведениях архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Таковы стили древневосточного искусства Египта и Месопотамии, античного искусства эпох архаики, классики и эллинизма, прероманский, романский и готический стили в средние века, стили эпохи Возрождения, барокко, классицизм. Эти стили имеют не только более или менее четкие хронологические, но и географические границы. Как правило, в ранние периоды развития искусства стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчиненным господствующим религиозно-идеологическим нормам; в пределах общего стиля выделяются крупные пласты художественной культуры (официальный, фольклорный) и местные школы. Ведущая роль в формировании стиля безраздельно принадлежит архитектуре, подчиняющей себе живопись, скульптуру, прикладное искусство.

 

В дальнейшем самостоятельность видов искусства возрастает и одновременно происходит их слияние на основе глубокого стилистического родства. В новое время, с эпохи Возрождения, индивидуальный стиль начинает играть более существенную роль: например, стили Микеланджело, Тициана или А. Дюрера, будучи высшими проявлениями стиля, господствовавшего в их эпоху, никак не исчерпываются его общей характеристикой. Многие крупные мастера (Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ватто, Ф. Гойа и др.) вообще не могут быть помещены в рамки какого-либо исторического стиля. Станковое искусство в наибольшей мере отрывалось от идеальных норм синтетического, целостного понимания стиля и становилось "миром в себе", отражающим многообразие и противоречивость реальных жизненных явлений.

 

В XIX веке основой художественного процесса становится не смена исторических стилей, а сложное взаимодействие стилевых направлений и творчества крупных индивидуальностей, борьба между омертвевшими канонами стиля, культивировавшимися академизмом, и реалистическими принципами отражения жизни. Во 2-й половине XIX - начале XX вв. возникает тяготение к новому синтезу искусств, к воскрешению органичности "большого стиля", реализовавшееся к концу XIX века в стиле "модерн". В искусстве XX века совокупная картина общего художественного развития значительно усложняется и не поддается историческому анализу в категориях стиля (модернизм, функционализм, конструктивизм, постмодернизм и др.).