Учеба Сальвадора Дали в Мадриде 1921 - 1925

Этот период сыграет решающую роль в расцвете творческого гения Сальвадора Дали. Он открывает для себя шедевры музея Прадо, с жадностью впитывает результаты художественных исканий постимпрессионистов. Однако, убедившись в косности своих преподавателей из Академии Сан Фернандо, он ищет свой путь в искусстве, в одиночку продираясь сквозь работы итальянской метафизической школы и футуристов. От творчества Джорджо де Кирико, Карло Карра, Северини, Моранди он естественным путем перейдет к постижению тайн кубистского видения мира.


С аскетизмом, достойным великих мистиков прошлого, работает он в своей комнате-мастерской в студенческом общежитии. Он смягчает буйство своих красок и со всей страстностью обращается к кубизму Хуана Гриса. В это же время он знакомится с творчеством Пикассо и Жоржа Брака.

 
Сальвадор Дали
Стеденческий билет мадридской школы живописи. 1924 - 1925

Товарищи посмеиваются над его странностями. Дали явно выделяется из общей массы своим костюмом - берет, широкий плащ, обмотки, - особой сдержанностью поведения, но главным образом требованием стройности и верной перспективы, которое он предъявляет к рисунку. Соученики считают Дали реакционером. Но однажды они узнают, что тот занимается кубизмом. И тотчас он становится неким идолом в глазах «авангардистов», возглавляемых Федерико ГарсиаЛоркой и Луисом Бюнюэлем. В Академии кубизм не преподавали, и студенты были с ним едва знакомы. Поэтому в их глазах Дали становится неким сверхъестественным существом. Те, кто еще недавно насмехался над ним, теперь приглашают его разделить с ними удовольствия ночной жизни. Среди всех этих баров, женщин, подчеркнутой элегантности и снобизма, он успевает подружиться с Гарсиа Лоркой. Позже Дали пишет декорации к его пьесе «Мариана Пинеда», а поэт сочинит «Оду Сальвадору Дали».

 
Сальвадор Дали
Класс Дали в Академии Сан-Фернандо. Ок. 1922 - 1923

Наступившая перемена поистине разительна. Прежде застенчивый Дали становится эксцентричным. Из усердного студента он превращается в возмутителя спокойствия. Все это приводит к тому, что 22 октября 1923 года, за участие в демонстрации против назначения одного преподавателя, его отчисляют из Академии до конца учебного года. Он возвращается в Фигерас, но уже в мае следующего года его арестовывают на тридцать пять дней за незаконную политическую деятельность.

 
Сальвадор Дали
Дали с сестрой Аной Марией в Кадакесе. Ок. 1925 - 1926

За месяцы, проведенные в Мадриде, Дали познакомился с несколькими художественными объединениями, близкими дадаизму: креационистами, ультраистами, анаглифистами. Кстати, последняя группа была создана по инициативе Дали и просуществовала всего два месяца. Самыми известными среди его соратников по творческим поискам были Гарсиа Лорка, Эухенио Монтес и Луи с Бюнюэль, оказавший действенное влияние на эволюцию каталонского художника. В этот период Дали пишет большие кубистские полотна и множество конструктивистских работ. Во время вынужденного отпуска в Кадакесе любимой его моделью остается сестра.


В сентябре он возвращается в Мадрид, чтобы поступить в Свободную академию Хулио Моисеса. Отныне его окружает ореол «политического», и он вновь предается веселой жизни в кругу друзей. В октябре 1925 года ему разрешают возобновить занятия в Академии Сан Фернандо.


В июне 1925 года в мадридском Обществе иберийских художников были выставлены две картины Дали, в том числе «Портрет Луиса Бюнюэля», написанный в Свободной академии Хулио Моисеса, но его первая персональная выставка состоится с 14 по 27 ноября 1925 года в галерее Далмау в Барселоне. В феврале 1922 года эта галерея организовывала выставку работ каталонских студентов, где Сальвадор Дали показал восемь вещей, привлекших особое внимание критики. Теперь же он выставляет «Вид Кадакеса» - (1917), два кубистских натюрморта 1924 го¬да и четырнадцать новых работ, среди которых два портрета кузины Монсеррат и знаменитая картина «Венера и моряк».